Андреева трактует понятие малой группы как социальную структуру, включенную в общественные отношения. Представляется более развернутым определение, данное Р. Брауном, выделившим осознание существования другими лицами, находящимися вне группы, как важный признак малой группы. В целом с точки зрения социальной психологии следует рассматривать малую группу в рамках двойного подхода (в совокупности социальной и психологической составляющей).
Говоря об определении малой группы исследователи обязательно рассматривают вопрос о размерах группы, верхнем и нижнем количественных пределах. Большинство утверждений сводится к тому, что минимальное число членов группы – двое, т.е. группа начинается с диады. Хотя, необходимо учитывать, что характер внутригрупповых отношений в такой общности не отражает всю полноту межличностных связей, как в большей по численности. Относительно верхнего предела малой группы по количественной составляющей мнения ученых расходятся. В основном называются такие цифры, как«магическое число» 7 ± 2 (объем оперативной памяти человека).
Таким образом, малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
Рассматривая студенческую группу (обучающуюся в ________ университете по специальности________ на ___курсе) в количестве 10 человек, мы можем выделить следующие характеристики, определяющие ее как малую социальную группу: 1) наличие более 2 – х людей (в нашем случае – 10, что в верхний предел также вписывается); 2) наличие постоянного общения между ними (это обосновывается включенностью студентов данной группы в учебную деятельность, что означает постоянные контакты и общение между ними, постоянство обеспечивается ежедневным общением, соответственно с графиком занятий); наличие общей цели и совместной деятельности (общая цель – получение образования, совместная деятельность – учение, особенно в выполнении совместных заданий); наличие эмоциональных и дружеских связей между членами студенческой группы (в группе сложились 2 дружеские диады); наличие чувства принадлежности к данной группе (все студенты группы признают свою принадлежность к группе, отделяя себя от других групп в разговоре и деятельности); наличие системы руководства (актива группы, старосты) и длительность существования (группа существует на протяжении ____ лет учебной деятельности).
Читать дальше