Решение строить карьеру – это серьезный и ответственный шаг. Встав на этот путь, человек будет стремиться к накоплению знаний, практического опыта и навыков.
Его потребность в самоутверждении будет постоянно расти и появится жгучее желание достигнуть более высокого статуса, еще большей независимости. Без планирования здесь не обойтись.
Однако в подобной ситуации необходимо опираться на свои потребности и социально-экономические условия, в которых находится человек. Ведь если специалист выбрал путь, который слишком тяжел для него или просто-напросто не подходит, то постепенно его желание работать снижается, он начинает работать не в полную силу, повышение квалификации теряет для него всякий смысл.
Существует психология карьеры зная основополагающие факторы которой и применяя их на практике, можно достичь желанного успеха. В достижении любого успеха, для исполнения любого желания необходимо быть уверенным в себе, осознавать то, чем есть желание заниматься и получать от этого удовольствие. Психология карьеры базируется на этих основополагающих моментах. Работа по каждому из этих моментов помогает избавиться от страхов и научиться верить в себя и свой успех.
Цель работы: рассмотреть психологию построения карьеры в системе рыночных отношений.
Читать дальше
Слово «карьера» (от итал. carrera и фр. carriere — бежал) попало в научный оборот из бытового языка. В очень общем понимании оно означает успешное продвижение в общественной, служебной или любой другой сфере общественной деятельности человека. Владимир Даль под карьерой понимал: «... путь, ход, поприще жизни, службы успехов и достижения чего-нибудь. А карьерист, человек, который стремится составить себе карьеру, думает, прежде всего, о карьере». [1, с. 95]
Карьера - это итог поведения, осознанной позиции и усилий в трудовой деятельности, который определяет должностной и профессиональный рост, называется карьерой.
Необходимость в управлении карьерой обусловлена ее важной ролью в жизни человека, деятельности организации, а также в развитии общества в целом. Стремление человека управлять своей карьерой объясняется тем огромным значением, которое имеет карьера для его жизнедеятельности. Не стоит ограничивать роль организации в управлении карьерой работников. Прежде всего, предприятие должно выступать инициатором в построении карьерного пространства. Если предприятие не будет заинтересовано в карьерном росте своих работников, развитие человека так и останется развитием для самого же человека, что не является карьерой как таковой. Но и, конечно же, работодатель должен вызывать желание у самого работника в своем продвижении по карьерной лестнице. Должна быть создана определенная мотивационная база для сотрудников предприятия.
Для работника предприятия карьера есть его собственное продвижение, признание и развитие в организационном пространстве. Для предприятия же карьера это, прежде всего, целостность и заполненность организационного пространства, что является организационной структурой. Грамотное построение карьерного процесса имеет большое значение для функционирования и развития организации [4].
Читать дальше
В зависимости от определяющих параметров выделяют следующие виды и типы карьеры [3]:
Внутриорганизационная карьера.
Межорганизационная карьера.
Специализированные и неспециализированные виды карьеры отличаются тем, что в первом случае карьера реализуется на одном профессиональном пути, а в другом разные этапы карьеры проходят в разных профессиональных областях.
Кроме того, выделяются следующие виды карьеры в организации:
Вертикальная карьера представляет собой продвижение по службе вверх. Этот вид карьеры наиболее явный и очевидный, т.к. человек получает новую должность и новую оплату своего труда. Именно вертикальная карьера неразделима с понятием «карьерная лестница».
Каким же образом может выглядеть вертикальная карьера? Для примера мы возьмем специалиста в области финансов. Окончив финансовый институт, специалист поначалу может быть просто помощником бухгалтера, затем стать бухгалтером, после чего следует пост заместителя главного бухгалтера, главный бухгалтер, финансовый директор заместителя генерального директора и наконец, генеральный директор. Но здесь может быть и другой вариант – поднявшись на определенную ступень, финансист может заняться созданием собственной компании.
Горизонтальная карьера имеет другое направление, которое заключается в расширении круга полномочий и обязанностей, но не предполагает смену рабочего места и занимаемой должности. Этот вид карьерного роста включает в себя: новые обязанности и статус, увеличение зарплаты и ответственности соответственно.
Такой вид карьеры характерен для экспертов, консультантов, профильных специалистов, научных сотрудников, которые стремятся в своей области стать лучшими. Зачастую такие специалисты совмещают свою работу в нескольких фирмах либо же создают собственные компании.
Читать дальше
Процесс трудовой деятельности характеризуется изменениями профессионализма и статуса. Но в каждом отдельном случае процесс формирования карьеры сугубо индивидуален. Но типовые конфигурации карьерного роста все-таки можно выделить.
Целевая карьера характеризуется однозначным выбором профессии и четким планированием этапов профессионального развития [7].
Монотонная карьера заключается в постоянном стремлении к конкретному статусу. После его достижения профессиональное развитие затормаживается, карьерный рост перестает интересовать работника.
Спиральная карьера характеризуется достижением профессиональных высот в процессе перемены видов деятельности.
Мимолетная карьера – это стихийное перемещение от одного вида деятельности к другому.
Стабилизационная карьера характеризуется ростом специалиста до определенной должности, которую он занимает в течение длительного периода.
Затухающая карьера – рост до определенного уровня, а затем – постепенный спад.
Рост знаний, навыков и умений определяется понятием профессиональная карьера. Она может развиваться специализированно или траспрофессионализационно, то есть специалист может посвятить себя углублению в одну область или овладению иными областями.
Выбор и виды карьеры должны быть понятны каждому менеджеру по персоналу при встрече с новыми сотрудниками. Благодаря этому станут ясны профессиональные цели, динамика развития и особенности индивидуальной мотивации.
Сущность и виды деловой карьеры определяются потребностями, которые испытывает специалист на каждом этапе профессионального развития. Выделяют 6 этапов, которым соответствует 6 наборов ценностей:
Читать дальше
Карьера - это итог поведения, осознанной позиции и усилий в трудовой деятельности, который определяет должностной и профессиональный рост, называется карьерой.
Механизм управления карьерой работника должен включать совокупность организационно-административных, социально-психологических, экономических и морально-нравственных средств и методов воздействия на его развитие и продвижение. Карьера — это длительный процесс. Она проходит ряд последовательных этапов, на которых человек удовлетворяет свои потребности.
Выбор и виды карьеры должны быть понятны каждому менеджеру по персоналу при встрече с новыми сотрудниками. Благодаря этому станут ясны профессиональные цели, динамика развития и особенности индивидуальной мотивации.
Сущность и виды деловой карьеры определяются потребностями, которые испытывает специалист на каждом этапе профессионального развития.
Существует мнение, что любого руководителя волнует вопрос построения карьеры его сотрудниками. К сожалению, оно ошибочно. В России руководители либо считают, что карьера делается стихийно, либо не заинтересованы в карьере сотрудников, потому что боятся, что обученный человек уйдет в другую организацию или даже займет их место.
Руководители организации, которая хочет, чтобы ее работники росли, понимают, что, если работники чувствуют свою карьеру успешной — организация тоже будет на подъеме.
Читать дальше
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — СПб. Диамант, 2009. Т.2: И-О. — 912 с.
2. Как строить свою карьеру и для чего используются знания психологии//режим доступа http://vitaportal.ru/psihologiya/psihologiya-karery.html
3. Какие бывают виды карьеры// режим доступа: http://superiorseller.com/nuzhno-znat-kazhdomu-kareristu
4. Психология и карьера. Причины неудач // Источник: http://www.therapy.by/articles/psihologiya_i_karera_prichini_neudach
5. Психология индивидуальной карьеры//режим доступа http://www.improvemanage.ru/immags-91-1.html
6. Рафикова Р. Р. Управление трудовой карьерой молодых специалистов [Текст] / Р. Р. Рафикова, А. А. Рабцевич // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 178-180.
7. Сухарев С. А., Журавлев П. В., Кулапов М. Н. Мировой опыт управления персоналом. Обзор зарубежных источников: Монография. М.: Из-во рос. экон. акад. — Екатеринбург: Деловая книга, 2010. — 232 с.
8. Управление персоналом Учебник для вузов. / Под ред. Т. Ю. Базарова. Б Л. Еремина. — 2-е изд., перераб, и доп. — М.: ЮНИТИ, 2011- 560 с.
Читать дальше