В настоящее время активно продолжают развиваться маркетинг и менеджмент, появляются новые тенденции в данных науках, которые воздействуют на современный бизнес, приводят к его трансформации. Практика маркетинга и менеджмента, прежде всего, изменяется под влиянием изменений, происходящих в экономике. В частности, одной из магистральных особенностей экономической жизни на современном этапе служит ускорение динамики процессов, рост темпа изменений. При этом эти трансформации затрагивают разнообразные аспекты деятельности компаний – производственный процесс, технологии, ассортимент выпускаемой продукции, способы организации экономических процессов. В этой связи организации, испытывая на себе все возрастающее воздействие быстро меняющейся внешней среды, должны адаптироваться к происходящим трансформациям, гибко реагируя на вызовы окружающей среды. Соответственно новые подходы к управлению и маркетингу все больше внимания уделяют инновационным процессам, коммуникациям, формированию и развитию интеллектуального, человеческого капитала. Необходимо помнить, что современный этап развития мировой экономики характеризуется переходом на инновационный этап развития, новую экономику, основанную на знаниях, сопряженную с дальнейшей информатизацией общества, внедрением интернет-технологий, углублением постиндустриализации.
Одним из интересных подходов в развитии маркетинга и менеджмента, вызванных распространением прогрессивных информационных и коммуникационных технологий, в качестве иллюстрации можно привести возникновение викиномики. Впервые данное явление было упомянуто в книге Дона Тапскотта, Энтони Д. Уильямса «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет все», опубликованной в 2006 г. Викиномика подразумевает новую реальность, экономику в формате «вики», основанную на массовом сетевом сотрудничестве. Подобный способ организации в будущем заменит традиционные корпоративные структуры, поскольку здесь отсутствует централизованное управление, контроль, обычные механизмы защиты прав интеллектуальной собственности, система мотивации людей, конкурентная борьба. Методы и формы управления в рамках сетей называются еще сетевым менеджментом.
Викиномика как экономика массового сетевого сотрудничества (mass collaboration) базируется на следующих фундаментальных принципах: открытости и взаимодействия равных (peer collaboration), идеологию открытого кода (открытого программного обеспечения), доступа и умения делиться, глобального характера деятельности. Так, открытость – это передача всей информации о деятельности компании заинтересованным лицам (сотрудникам, партнерам, клиентам и др.) считается основой сетевой экономики. Благодаря открытости (прозрачности) снижаются трансакционные издержки, ускоряются процессы обмена в деловых сетях, повышаются инновационность и лояльность. Процитируем в этой связи отрывок из книги: «Самые мудрые компании рассматривают интеллектуальную собственность как некий взаимный фонд…». Глобальный характер деятельности ориентирован на использование ресурсов мирового рынка труда, идей и технологий.
Преимущества от использования массового сетевого сотрудничества несомненны. Массовое сотрудничество происходит не только на сайте Wikipedia, но и в традиционных компаниях, использующих инновационные технологии, чтобы дать своим компаниям новый толчок. Среди известных примеров использования принципов «вики» можно назвать открытую платформу сотрудничества компании «Procter Gamble», которая предоставляет внешний доступ к своим патентам почти любому участнику, работающему на рынке на протяжении последних трех лет, реализуя тем самым модель открытых инноваций. Благодаря привлечению к разработке своих продуктов других участников рынка компании удалось улучшить свою продукцию, расширить рынки продаж и получать прибыль.