Прежде всего, хотелось бы дать общую характеристику Крыма. Крым является глубоко выдающимся в воды Черного моря полуостровом. Восточная часть Крымского полуострова разделяет Азовское море от Черноморского бассейна.
С материком полуостров связан в северной части, так называемым Перекопским перешейком (его протяженность достигает 7 километров), а так же в восточной части имеется Керченский пролив (его протяженность 4,5 километра), который отделяется от Таманского полуострова.
Площадь Крымского полуострова составляет 27 000 км2 , береговая линия полуострова – 2500 километров.
Крымский полуостров располагается в уникальном месте, тут имеются и горы и степи. Крым является известнейшей курортно – туристической зоной, а так же стратегическое положение в Черноморском регионе придает этому полуострову огромное экономическое и военно-политическое значение.
Читать дальше
Рассмотрим более подробно экономическую составляющую данного региона.
Что касается промышленной отрасли, то она тут тоже присутствует и в немалых масштабах.
Тут имеется и судостроительная отрасль. К примеру, в городе Керчь располагается Судостроительный завод «Залив». Данное предприятие способно строить суда длинной до 300 метров и шириной до 50 метров.
Так же в Севастополе имеется морской завод судостроения и судоремонта, который работает, начиная с 1783 года.
Таких заводов в Крыму достаточно много и все они со своей историей и колоссальным опытом в судостроении, судоремонте, а так же в области конструкторско-технологической области.
Что касается машиностроения и металлургии, то данная отрасль так же тут присутствует. На полуострове, в городе Севастополе стоит завод «Молот», который специализируется на производстве насосного оборудования для судостроения, а так же шахт.
Завод по производству пневматического оборудования; завод по выпуску линий по производству стройматериалов; завод по комплектующим сельскохозяйственной технике; автомобильный завод по комплектующим КрАЗа; авиационные предприятия.
В области приборостроения, так же имеются заводы такие как:
• Завод «Фиолент», располагается в городе Симферополе, производит системы корабельной автоматики и электромеханических комплектующих. Данный завод является крупнейшим изготовителем ручного электроинструмента;
• Крымский электротехнический завод «САТУРН», городе Севастополь — производство электродвигателей;
• Таврида Электрик, в городе Севастополь — электротехническое оборудование для сетей 0,4-10 кВ;
• Завод «Муссон», в городе Севастополь — производитель морской радиотехники;
• Конструкторское бюро радиосвязи, в городе Севастополь — разработка и производство радиокоммуникационного и навигационного оборудования, в том числе военного назначения.
Читать дальше
После присоединения Крыма к РФ, Россия получила многие преимущества, а именно:
• Получила возможность стратегического контроля над всем Черноморским регионом;
Это позволяет России контролировать морское и воздушное пространство в районе Черного моря, а так же размещать на полуострове радиолокационные станции предупреждения о ракетном нападении и новой загаризонтной РЛС, что уже запланировано в военной инфраструктуре Крыма.
• Получила полный неограниченный контроль над базой Черноморского флота в Севастополе и все другие военные базы в Крыму;
• Получила глубоководные морские порты в Керчи, Феодосии, Севастополе;
После того как завершится строительство моста через Керченский пролив на Черном море, даст возможность получить портовые мощности и сократит расходы на дорогостоящие строительство глубоководного порта на Таманском полуострове.
• Экономия на оплате аренды базы ЧФ в Севастополе и пошлины за поставки на базу;
Теперь данные платы просто не требуются, ранее цена аренды была около 100 миллионов долларов в год, а так же еще несколько десятков миллионов долларов уходило на пошлины. Так же высвобождаются средства на усиление инфраструктуры Южного военного округа, которые ранее нужно было бы тратить.
• Отказались от скидки на газ по Харьковским соглашениям, в соответствии с которыми предоставлялась скидка на газ в обмен на пролонгацию договора о базе ЧФ в Севастополе;
• Значительная часть украинской армии (16000 бойцов), часть боевой техники и почти весть Черноморский флот Украины перешло под контроль РФ;
• Получение контроля почти над всем Азовским морем, вход и выход из него через Керченский пролив.
Читать дальше
Конечно же существует и множество проблем в интеграции.
Необходимость интеграции законодательства и финансовой системы. Раздача паспортов России 2,3 миллионов граждан Крыма — это примерно месяц работы. Менее чем за месяц можно организовать переход с гривны на рубли. До нескольких месяцев может занять изменение порядка работы налоговой инспекции, милиции (полиции) и других ведомств.
Недостаток воды в Крыму. Часть воды в Крым поступает из Днепра через Херсонскую область по оросительно-обводнительному Северо-Крымскому каналу, который, однако, сильно засорился за последние десятилетия и работает лишь на четверть своей пропускной способности. Украина будет иметь возможность перекрыть канал — либо просто окончательно отказаться от приведения его в порядок. Это может создать некоторую угрозу сельскому хозяйству в северной части Крыма. Однако основную часть питьевой воды Крым получает из водохранилищ и артезианских скважин, причем возможно увеличение числа скважин. Поэтому угрозы питьевому водоснабжению в Крыму практически нет, но в целях поддержки и модернизации агропромышленного комплекса Крыма вопрос с водоснабжением придется как-то решать (в частности, есть вариант строительства водовода от реки Кубань через Керченский пролив с реверсным использованием Северо-Крымского канала).
Энергодефицитность Крыма, зависимость от поставок электричества с Украины. В Крыму не хватает собственной электроэнергии (местная генерация составляет лишь 30 %) значительная часть электричества поступает с электростанций Южной Украины. Даже если эти поставки сохранятся, в целях развития экономики будет иметь смысл провести в Крым линию энергопередачи с Тамани и/или наращивать собственную генерацию в Крыму, путём инвестиций в строительство ТЭС (или АЭС).
Необходимость повышения транспортной связности с Россией. На развитие транспорта в Крыму в 2014 году российским правительством выделено 7 миллиардов рублей.
Опасность срыва курортного сезона в первые годы, если ситуация на Украине пойдёт по негативному сценарию и её отношения с Крымом и Россией не будут урегулированы. Впрочем, Россия имеет финансовую возможность компенсировать крымчанам экономические потери от снижения туристического потока, а также собирается предпринять широкий комплекс мер для стимулирования поездок на отдых в Крым.
Дополнительная нагрузка на бюджет России. Очевидно, что первое время в составе России Крым будет глубоко дотационным регионом, что означает дополнительную финансовую нагрузку на российский бюджет. Но одно только возвращение европейских цен на газ для Украины способно с лихвой перекрыть эти расходы, да и стратегическое значение Крыма в любом случае важнее любых денежных затрат. Кроме того, экономический потенциал Крыма очень велик, и со временем он может стать крайне прибыльным регионом.
Читать дальше
1. Книга. Гармаш П.Е. Путеводитель Крым, 2008.
2. Научно практический журнал //Экономика Крыма//№3, 2010
3. Электронный справочник Руксперт /www.ruxpert.ru
4. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым /Крымстат/www.gosstat.crimea.ru
5. Официальный сайт государственного совета Республики Крым/www.crimea.gov.ru
Читать дальше