Международное гуманитарное право является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов.
В юридической литературе, в международных документах ООН широко используется название «право вооруженных конфликтов». Известно и еще одно название данной отрасли международного права — «право войны».
Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны (далее — Женевская конвенция 1864 г.). [1. С. 14]
В свете этих положений актуальность данной контрольной работы очевидна и заключается в необходимости анализа пересмотра Женевской Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны в 1864, 1906, 1929 гг.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в ходе пересмотра рассматриваемой Женевской Конвенции.
Предметом исследования являются особенности, присущие рассматриваемой Женевской Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны в 1864, 1906, 1929 гг.
Целью написания данной контрольной работы явилось выявление содержания и направленности рассматриваемой Женевской Конвенции.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством выполнения следующей задачи: анализа пересмотра рассматриваемой Женевской Конвенции.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данной контрольной работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, главы и заключения.
Читать дальше
В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развития международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенные моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными, им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на армейских священников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены в собственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному населению, пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначать госпитали и медперсонал для обеспечения им защиты. [2. С. 55]
Сегодня трудно себе представить, какое огромное влияние оказала Женевская конвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государства приняли официальный постоянно действующий документ, содержащий ограничения их могущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.
Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне 1866 г., Женевская конвенция 1864 г. прошла боевое крещение. Это был удобный случай доказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти столь же кровавой, что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала Конвенцию и придерживалась ее. Она располагала хорошо оснащенными госпиталями и Прусский Красный Крест был все время там, где нужна была его помощь. В лагере противника ситуация была абсолютно иной, поскольку Австрия не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих раненых на поле боя. В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствия медицинской помощи.
В 1867 г. почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 г., кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 г. С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ее авторитета.
Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней составила не более 2 %. На этот раз государства поняли, что Женевская конвенция служит их обоюдному благу, и данный факт более не подвергался сомнению.
Сама идея, или концепция, распространения международного гуманитарного права не родилась вместе с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не упоминалось о необходимости ознакомления населения с ее положениями.
Читать дальше
Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме.
Положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов не ограничивают государства в выборе форм и методов распространения международного гуманитарного права, а лишь устанавливают (определяют задачу) необходимость распространения знаний об этом праве и организации его изучения военнослужащими и гражданским населением.
Распространение международного гуманитарного права в вооруженных силах хочется охарактеризовать на примере практических действий, предпринятых для решения данного вопроса в Вооруженных Силах государств.
Основными направлениями деятельности по распространению международного гуманитарного права в Вооруженных Силах государств являются:
• издание приказов, инструкций, руководств и других необходимых документов, обеспечивающих правовую основу изучения международного гуманитарного права;
• организация учебного процесса по изучению международного гуманитарного права с учетом его особенностей для различных категорий военнослужащих (подготовка учебных планов, программ, проведение семинаров, курсов и т. п.);
• создание постоянно действующей ведомственной комиссии (рабочей группы) по изучению и распространению международного гуманитарного права;
• возложение функций юридических советников, определенных статьей 82 Дополнительного протокола 1, на офицеров юридической службы Вооруженных Сил государств;
• заключение Соглашения о сотрудничестве в области международного гуманитарного права между Министерством обороны государств и Международным комитетом Красного Креста;
• совместная организация и проведение с Международным комитетом Красного Креста учебных семинаров, занятий;
• обучение военнослужащих на курсах, организуемых Международным комитетом Красного Креста (как регионального, так и международного характера);
• обеспечение Вооруженных Сил совместно с Международным комитетом Красного Креста необходимой литературой;
• участие представителей Вооруженных Сил государств во встречах, семинарах, касающихся проблем международного гуманитарного права.
Необходимо также отметить, что деятельность по распространению международного гуманитарного права в Вооруженных Силах государств получила высокую оценку Международного комитета Красного Креста и в определенной степени послужила хорошим примером для других государств.
Очевидно, что конечная цель распространения международного гуманитарного права — сформировать через глубокое знание его принципов сознание, регулирующее в обязательном порядке поведение людей в конфликтных ситуациях, не только с целью заставить их уважать международное гуманитарное право, но и для того, чтобы предупредить его нарушение.
Читать дальше
1. Арановский, К.В. Государственное право зарубежных стран: учебное пособие / К.В. Арановский. Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд. группа «ФОРУМ» - «ИНФРА-М», 2010. - 488 с.
2. Аречага, Э.Х. де. Современное международное право / под ред. Г.И. Тункина. М.: Прогресс, 2010. - 480 с.
3. Архипов, В.В. Процедуры от ратификации до денонсации конвенций МОТ по российскому законодательству /В.В. Архипов // Трудовые споры. 2008. - № 12. - С. 47 - 56.
4. Барбук, A.B. Непосредственное действие международных договоров: теоретический аспект / A.B. Барбук // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. - № 2. -С. 3-11.
5. Бахин, C.B. Международная составляющая правовой системы России / C.B. Бахин // Известия высших учебных заведений. Правоведение. -2007.-№6.-С. 126-137.
6. Безбородов, Ю.С. Рамочные конвенции Совета Европы как акты, содержащие модельные нормы / Ю.С. Безбородов // РЮЖ. 2002. - № 4.-С. 151-155.
7. Иванов, В.В. Общая теория договора / В.В. Иванов. М.: Юристъ, 2009. - 238 с.
8. Игнатенко, Г.В. Взаимодействие внутригосударственного и международного права: учеб. пос. / Г.В. Игнатенко. Свердловск: Изд-воУрГУ, 2011.-60 с.
9. Кармадонов, К.С. Официальное опубликование нормативно-правовых актов как стадия правотворческого процесса: автореф. дис. . канд. юрид. наук / К.С. Кармадонов. М., 2007. - 25 с.
10. Колосов, Ю.М. Ответственность в международном праве / Ю.М. Колосов. М.: Юридическая литература, 2011. - 256 с.
11. Курдюков, Г.И. Государства в системе международно-правового регулирования / отв. ред. Д.И. Фельдман. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2009. - 174 с.
12. Лаптев, П.А. Международный договор Российской Федерации и Конституция Российской Федерации: проблема иерархии / П.А. Лаптев // Российская юстиция. 2009. - № 2. - С. 2 - 6.
13. Лукашук, И.И. Внутреннее право государства и соблюдение международного договора / И.И. Лукашук // Юрист-международник. -2004.-№3,-С. 2-9.
14. Мартенс, Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1 / Ф. Мартене. Изд-е 3-е, доп. и испр. - СПб.: Тип. А. Бенке, 2009.-430 с.
15. Мяснянкин, В.Н. Проблемы прямого применения международного права в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук / В.Н. Мяснянкин. М., 2007. - 22 с.
16. Осминин, Б.И. Заключение и имплементация международных договоров и внутригосударственное право / Б.И. Осминин. М.: Инфотропик Медиа, 2010. - 400 с.
17. Петров, А .Я. Международное право как составная часть правовой системы Российской Федерации / А.Я. Петров // Законодательство и экономика. 2007. - № 6. - С. 20 - 24.
18. Тункин, Г.И. Теория международного права / под общ. ред. JI.H. Шестакова. М.: Зерцало, 2009. - 416 с.
19. Ушаков, H.A. Суверенитет в современном международном праве / H.A. Ушаков. М.: Изд-во Института международных отношений, 1963.-271 с.
20. Фердросс, А. Международное право / Под ред. Г.И. Тункина. -М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 652 с.
21. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2007. - 576 с.
22. Хижняк, B.C. Реализация международных обязательств России в области прав человека в свете проблемы соотношения международного и внутригосударственного права РФ / B.C.Хижняк // Государство и право. 2007. - № 8. - С. 31 - 38.
Читать дальше