Средства массовой информации объединяет то, что они основаны на стремлении к распространению и обсуждению новостей политической, экономической, культурной жизни общества. Различаются они в соответствии со спецификой определенного медийного органа: печатного издания, интернет-ресурса, радио или телевидения.
В современных условиях журналистика является одним из главных инструментов формирования общественного мнения. Освещая то или иное событие, журналист не может оставаться беспристрастной «машиной для новостей» - он или прямо, или косвенно озвучивает свое непосредственное, личностное отношение к происходящим событиям, он дает им не только социальную, но и нравственную оценку.
Время, в которое мы живем – напряженное, переломное, судьбоносное. Мир постоянно меняется, то и дело балансируя на грани войны. И журналист обязан не просто транслировать зрителям происходящие события, но и давать им глубокий анализ.
В истории печатной прессы России лучшие журналисты – это, по традиции, публицисты (колумнисты – ведущие колонок в различных печатных изданиях). Публицистические произведения в наибольшей степени обладают воздействием на аудиторию, формирующим в ней определенное мнение.
В советские времена работа журналистов-газетчиков исполнялась строго по заказу партии (КПСС) или под ее контролем. Определяющим критерием качества журналистской «продукции» было качество журналистского текста. Это было логично для советской литературоведческой традиции в журналистской работе. В соответствии с этим оценка профессионализма журналистов производилась по их публицистическому мастерству. Суть журналистского труда в печатных изданиях в советское время — написание качественного публицистического текста. Итак, в советской школе журналистики господствовало убеждение, что «как писать» — это более важно, чем «для кого» и «что» писать. Из-за такой направленности заинтересованность журналистов в аудитории была не особенно высокой.
В последние десятилетия Россия движется по пути интеграции с мировым сообществом, и русский газетчик начал меняться – он уже не просто пропагандист, а еще и «творец новостей».
Если говорить о постсоветской прессе, то она ориентирована по преимуществу на новости. В демократическом обществе журналистика не столько обслуживает идеологию, сколько общественное мнение. Сила общественного мнения (и, соответственно, сила прессы, которая формирует его) – эта так называемая «четвертая власть», как бы дополняющая собой три конституционные ветви государственной власти.
Главный инструмент в современной печатной прессе – это события, новости. «Изготовление» новостей требует от сотрудников газеты не столько литературного, сколько журналистского, «ньюсмейкерского» мастерства.
В течение постсоветского периода мир печатной прессы России кардинально преобразился. Исчезли однообразные партийные газеты, сменившись качественными и массовыми официальными изданиями, такими как «Российская газета», «Ведомости», «Известия», стоящие на позициях властных структур. Появилось множество частных печатных изданий оппозиционного толка, резко критикующих существующую государственную власть.
Принципиально изменилась и региональная пресса. Автономные республики, в краевые, областные и районные центры одновременно с общественно-политическими наладили издание деловых, информационно-коммерческих, правозащитных, религиозных, литературно-художественных, спортивных, научных и многих других газет и журналов, вплоть до «астрологии» и «уфологии».
Во время недоброй памяти «лихих девяностых» началось появление и первых представителей так называемой «бульварной», или «желтой» прессы — газет с большими тиражами, состоящих и разного рода сенсационных новостей, наподобие вымышленных репортажей о «пришельцах», НЛО, полтергейсте, экстрасенсах, скандалов из личной жизни известных артистов, звезд поп-музыки и т.п.
Важнейшее событие в постсоветском периоде истории отечественной журналистики - начало стремительного развития в России сети Интернет. Из-за этого стало возможным для всех желающих сетевое использование не только центральных изданий, но и региональных. Естественно, что возможность бесплатного доступа снизила читательский интерес к ежедневным изданиям, издающимся в как Москве, так и в других городах России.
Поэтому сегодня особенно актуально обращение к истокам русской журналистики, к лучшим образцам периодических печатных изданий, одним из которых, безусловно, является журнал «Вестник Европы».