В последнее десятилетие XX в. пристальное внимание было обращено на организацию природоохранной деятельности на уровне хозяйствующих субъектов, что связано с осознанием невозможности решения проблем защиты окружающей среды только за счет технических мероприятий и ужесточения нормативов и регламентов по воздействию на окружающую среду. Стало очевидным, что тотальный контроль за источниками воздействия на окружающую среду не только невозможен технически и экономически, но и не обеспечивает достижения желаемого результата, а зачастую негативно отражается на многих аспектах деятельности хозяйствующих субъектов[3,c.87].
Практически единственно приемлемым путем выхода из создавшегося положения является всемерное стимулирование добровольной экологической деятельности хозяйствующих субъектов, повышение их ответственности за все аспекты экологической деятельности, создание рыночных механизмов регулирования природоохранной деятельности на уровне предприятий.
Будет неверным утверждение, что экологическому управлению на уровне предприятий не уделялось внимания ранее. В СССР в начале 80-х годов введен в действие и на уровне организаций формально продолжает действовать ГОСТ 24525.4-80 «Управление охраной окружающей среды Основные положения». Функции управления и функциональные подсистемы, установленные этим стандартом, актуальны и сейчас, Однако, но многим показателям этот стандарт не отвечает современным требованиям и подходам к организации экологического управления (менеджмента) на предприятии. В первую очередь это касается создания условий для стимулирования природоохранной деятельности стремления к ее постоянному совершенствованию.
Читать дальше
Проектирование системы экологического управления (СЭУ) - непрерывный и итеративный процесс. Структура ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы для внедрения экологической политики, как основной частью СЭУ, ее целей и задач должны координироваться с работами в других областях, таких, как поиски и разведка, добыча и переработка углеводородного сырья, рентабельный сбыт нефтепродуктов, охрана здоровья населения и техника безопасности.
Принцип 1. Обязательства и экологическая политика.
Принцип 2. Планирование и проектирование.
Принцип 3. Внедрение. Для эффективного внедрения СЭУ компания должна разработать механизм поддержка достижения целей и задач экологической политики
Принцип 4. Исследования и оценки. Компания должна организовать и обеспечить проведение исследований, контролировать и оценивать состояние окружающей среды в районе функционирования ее производственных объектов.
Принцип 5. Анализ состояния и совершенствование системы. В соответствии с этим принципом СЭУ имеет определенные организационные рамки, которые постоянно контролируются и периодически пересматриваются, чтобы обеспечить эффективные направления экологической деятельности предприятий в ответ на изменение внешних и внутренних факторов.
Стандарты серии ИСО 14000 предписывают сосредоточение системы управления, в первую очередь, на тех объектах, которые отвечают важнейшим экологическим аспектам, политике, целям и ресурсным возможностям организации, и, прежде всего, тем объемам консолидированных средств Компании, которые она может выделять для решения важнейших экологических проблем, являющихся наиболее актуальными.
Читать дальше
Основные требования к экологической политике включают:
• соответствие характеру, величине и значимости воздействия на окружающую среду организации, продукции и услуг;
• включение обязательств в отношении постоянного улучшения состояния окружающей среды;
• включение обязательств в отношении соответствия природоохранному законодательству; нормативным документам;
• включение положений, являющихся основой для целевых и плановых экологических показателей;
• документальное оформление, пересмотр и корректировка по результатам аудита СУОС.
Первые три требования являются основными и должны быть обязательно отражены в экологической политике любой организации. Без них нет смысла говорить о соответствии СУОС требованиям ИСО 14001. Экологическая политика, как правило, содержит следующие основные положения:
• соответствие требованиям нормативных правовых актов по охране окружающей среды;
• минимизация воздействия на окружающую среду путем проведения превентивных мероприятий на этапах планирования, проектирования:
• учет параметров жизненного цикла продукции;
• предотвращение загрязнения, уменьшение количества выбросов, сбросов, отходов, снижение расхода материальных и энергетических ресурсов, рециклинг отходов;
• образование и обучение кадров;
• обмен опытом в области охраны окружающей среды;
• вовлечение в процесс охраны окружающей среды заинтересованных сторон;
• поддержка деятельности по внедрению СУОС в организации поставщиков и подрядчиков.
Очень важно, чтобы положения экологической политики были реально достижимы, понятны персоналу организации и всем заинтересованным сторонам.
Читать дальше
Вклад системы экологического менеджмента в формирование успеха организации определяется тем, что она позволяет систематизировать подходы к предотвращению и решению экологических проблем во всех аспектах бизнеса. В российских условиях сокращение издержек, вызванных нерациональным использованием ресурсов и материалов, потерями и пр., выступает в качестве одного из наиболее значимых преимуществ внедрения системы экологического менеджмента[2,c.36].
Не следует отождествлять понятия внедрения системы экологического менеджмента и достижения сертификации. Внедрение системы экологического менеджмента повышает инвестиционную привлекательность компаний, позволяет снизить страховые расходы и стоимость кредитов. Системы экологического менеджмента помогает сократить издержки, повысить качество не только продукции и услуг, но и компании в целом, последовательно уменьшать негативное воздействие продукции на окружающую среду и здоровье человека на протяжении всего ее жизненного цикла, тем самым повышая конкурентные возможности организации.
Читать дальше