Введение. Т. Парсонс (1902-1979) – ведущий американский социолог второй половины ХХ века. Парсонс стал одним из основателей структурно-функционального течения в социальной теории. Его заслуга как ученого состоит в создании такой всеохватывающей концепции, которая могла бы объяснить общественную жизнь в любую историческую эпоху - метатеории. Соответственно возникает вопрос, насколько созданная Парсонсом теория применима для объяснения социальной реальности и социальной деятельности людей в современном информационном обществе, не устарела ли она. С этой целью рассмотрим ключевые тезисы теории Т. Парсонса.
Основная часть. Центральным пунктом концепции Парсонса служит феномен человеческого действия, которое он трактует как внутренне мотивированное, ориентированное на внешнюю цель и подчиняющееся нормам и традициям социальное поведение. Характерно, что действие не только вписывается в социальную среду, но и нацелено на будущее, опирается на ценности человека как личности, не является лишь набором сумбурных действий. На наш взгляд, нацеленность на перспективу – достаточно важный опорный пункт. Три системы – личностная, культурная и социальная - влияют на ценности и предопределяют действия человека. Ценностная ориентация человеческих действий приводит к тому, что люди должны ориентироваться в проблемных зонах альтернативных детерминантов и состояний.
Можно выделить следующие магистральные альтернативы: 1) аффективность – нейтральность (поддаться эмоциям или сдержаться); 2) эгоизм – коллективизм (преследовать личные интересы или общественные); 3) универсализм – партикуляризм (соотносить свои действия с нормами общества или проявлять индивидуализм); 4) достигнутое – приписываемое (базироваться на реальности или нет); 5) специфичность – диффузность (концентрация на главном или нет) [3]. Таким образом, в каждом конкретном случае человек выбирает, что, безусловно, накладывает ответственность на человека, испытывает его моральные качества. Базовой разновидностью, благодаря чему действия людей вписываются в социальную систему, служат социальные роли. За счет этого индивидуум интегрируется в социальную систему. Совокупность человеческих действий и взаимодействий приводит к формированию социальной системы.
Согласно теории Талкотта Парсонса, любая социальная система должна уметь адаптироваться, интегрироваться, достигать поставленных целей и сохранять культурные установки. В соответствии с этими условиями институциональную основу общества составляют экономические институты (функция адаптации), правовые институты (функция интеграции) и, наконец, политические институты (функция целедостижения), а также мораль, институты социализации (функция культурного воспроизводства) [1, 9].
Ключевое место в любой социальной системе Парсонс отводит культурной подсистеме, поскольку она обеспечивает синергетический эффект от взаимодействия всех остальных социальных подсистем. Функцию социализации выполняют семья, церковь, средства массовой информации (СМИ) и др. Если во времена Парсонса на формирование общественного мнения и умы людей влияла церковь, то сейчас на информационном этапе развития современного общества - СМИ. При этом в настоящее время носителем культуры является общественное сознание. Тем не менее, трансформация институтов социализации нисколько не умаляет значимость концепции Парсонса.
Для теории Парсонса характерна высокая степень абстракции, и она вполне применима для объяснения явлений как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. На основе представлений и согласно ценностям конкретного общества происходит формирование социальных интересов, которые мотивируют индивидуумов и побуждают к социальным действиям. Если индивидуум не способствует самосохранению социальной системы, совершая определенные, противоречивые ценностям действия, социальная система будет, либо заставлять изменить его поведение, либо исключит из своей среды. Как пишет Парсонс, «вся плотная и густая реальность вещей и человеческих поступков упорядочивается в его сознании именно благодаря тем представлениям, которые он усвоил и превратил в свои убеждения, именно этими представлениями определяется процесс мотивации человека» [1, 99].