Переход общества к постиндустриальной, информационной фазе развития, усиление внимания к человеческому капиталу диктуют повышенные требования к образованию, его качеству, требует постоянных инноваций в образовательном процессе. Следовательно, важно таким образом продумать сценарий урока, лекции и семинара, сконструировать методику и технологию преподавания, чтобы сделать учебный процесс по-настоящему увлекательным, познавательным и информативным, развить у учащихся творческие способности, самостоятельность мышления, умение аналитически мыслить. Одной из разновидностей педагогических инноваций служит педагогическое изобретение, предполагающее такое общественно значимое практическое решение какой-либо задачи в области образования, которое по своим характеристикам претендует на объективную новизну.
В ключе данного эссе поговорим о таких новаторских разработках как занятие-визуализация с использованием опорных конспектов (тетрадей-конспектов). В ходе проведения подобного занятия реализуется принцип наглядности, т.е. по сути, занятие представляет собой информацию, выраженную в визуальной форме. Таким образом, в процесс обучения активно задействуются и зрительные каналы восприятия информации.
«Я слышу и забываю, вижу и запоминаю, я делаю и понимаю», -так говорил китайский философ Конфуций. Видеоряд, который воспринимается и пропускается через себя, может выступать опорой адекватных мыслей, идей и практических действий. При этом важно отметить, что видеоряд должен не только просто быть иллюстрацией информации, звучащей из уст преподавателя, но и сам по себе выступать источником содержательной информации. Иначе говоря, содержание должно быть перекодировано в визуальную форму. Наглядность может быть представлена весьма многолико: диаграммы, схемы, рисунки с минимумом текста. В данном случае все изобразительные средства хороши, и чем более разнообразный инструментарий используется, тем больший эффект будет достигнут. Учащийся будет заинтересован, его внимание будет сконцентрировано, он запомнит и осознает, даже лучше будет сказать, «прочувствует» доносимую до него информацию.
Читать дальше