В настоящее время при управлении качеством продукции важен аспект, связанный не только с обеспечением качества товаров, но и его нормированием, применением определенных методов оценки качества. Методы оценки качества продукции связаны с показателями качества и особенностями исследуемых товаров.
Актуальность данной темы связана с изучением особенностей применения методов оценки качества продукции в современных условиях, определенных конкуренцией, значимостью нормирования и обеспечения качества товара. Этот фактор также обеспечивает преимущество компании на рынке в связи с менеджментом качества и внедрением концепции Total Quality Management. Данный аспект особенно важен в современных условиях, характеризующихся ростом конкуренции, ограниченностью ресурсов. При этом компания должна производить качественный продукт, который оценивается как соответствующий стандартам, создавая свою репутацию как стабильного партнера.
Целью контрольной работы является изучение методов оценки качества продукции, его теоретических основ, а также рассмотрение видов показателей качества.
Задачи работы строятся на основании поставленной цели:
1. рассмотреть основные понятия, связанные с методами оценки качества продукции;
2. изучить виды показателей качества;
3. рассмотреть методы квалиметрии;
4. изучить методы оценки уровня качества продукции.
Объект исследования – оценка качества продукции
Предмет исследования – методы оценки качества продукции.
В настоящей контрольной работе будут использоваться как первоисточники такие материалы, как учебники по управлению качеством продукции. Авторы учебников – О. В. Аристов, Л. Е. Басовский, О.А. Марциновский, Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин. Пособия этих авторов предназначены для студентов высших учебных заведений, а также для преподавателей вузов, руководителей предприятий и организаций, заинтересованных в повышении уровня качества продукции и технологии.
Например, в работе использовалась информация из учебника «Управление качеством» О.В.Аристова, связанная с нормированием показателей для отдельных видов товаров. Данное пособие предназначено для широкого круга читателей, поскольку в нем рассматриваются вопросы управления качеством продукции. Характеризуя это учебное пособие, можно сказать, что в нем рассмотрены: основные понятия, особенности управления качеством товаров и услуг.
Также для исследования использовалась информация с тематических сайтов для изучения особенностей методов оценки качества продукции.
Изученность темы контрольной работы определяет наличие аналогичных исследований по данной теме. Отметим, что в последнее время активно исследуется проблема методов оценки качества продукции, связанная с комплексностью и другими факторами, определенная вступлением в Таможенный союз, новыми документами.
Данное исследование проходит в рамках изучения данных за относительно недавний промежуток времени, со времени выхода новых публикаций и изданий, касающихся тематики методов оценки качества продукции, с 2009 по 2014 годы. Также использовались данные, касающиеся особенностей обеспечения качества товаров на более ранних промежутках времени. Географическими рамками исследования является мировое пространство как территория, связанная с управлением качеством товаров.
Основные методы, используемые в данном исследовании – метод анализа и сопоставлений данных, метод аналогии.
Метод анализа и сопоставлений данных позволяет разделить теоретические данные и рассмотреть их по отдельности. Метод аналогии позволяет проанализировать аналогичность, схожесть отдельных элементов.
Практическая значимость данной контрольной работы может служить основой для применения материалов в работе для конкретных исследований в отдельных сферах производства, например, в пищевой отрасли.
Новизна работы состоит в том, что происходит обобщение источников на основании современной актуальной информации с учетом появления новых особенностей освещения тематики.
Структура работы – введение, заключение и две главы теоретического и аналитического характера. Во введении ставится цель и задачи исследования, определяется актуальность. Первая глава работы связана с определением понятий и видов показателей качества. Вторая глава определяется подробным изучением методов оценки качества продукции в различных аспектах. В заключении подводятся итоги по проделанной работе.
Читать дальше
Открывая тему, выделим, что в любой сфере производства товаров требуется оценка качества продукции, связанная с планированием повышения качества и последующим принятием управленческих решений. Данные факторы также связаны с сертификацией товаров и систем менеджмента на предприятии. В связи с этим выделим, что оценка качества представляет собой основу для формирования и построения всего механизма по управлению качеством товаров на всех стадиях жизненного цикла. С оценкой качества связаны и методы, при помощи которых определяется оценка и нормирование показателей.
Далее выделим значимые определения.
Градация качества - категория или разряд, которые присвоены объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству .
Уровень качества товара – относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
Следует отметить, что качество, показатели качества, оценка качества связаны с сертификацией и декларированием продукции в самых различных сферах.
Качеством называют совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Выделим, что качество является понятием, которое постоянно изменяется во времени. Не существует статичного определения качества продукции.
Продукция – результат деятельности или процессов, которые можно разделить на четыре общие категории:
-оборудование (технические средства);
-программное обеспечение (средство);
-перерабатываемые материалы;
-услуги.
Продукция может быть: материальной (агрегаты или перерабатываемые материалы), нематериальной (базы данных, программы или понятия); комбинацией из них; намеренной (предложение потребителям); ненамеренной (отходы горного предприятия, отходы предприятия пищевой промышленности).
Читать дальше
Открывая главу, отметим, что теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем) изучаются наукой, называемой квалиметрией. Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:
- разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей;
- разработку единых методов измерения и оценки показателей качества;
- разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.
Данные задачи связаны с практическими разработками как показателей качества товаров, так и методов измерения, значений данных показателей.
К методам квалиметрии относятся:
1) инструментальный (измерительный);
2) расчетный;
3) статистический (регистрационный);
4) органолептический;
5) экспертный;
6) социологический;
7) комбинированный .
Измерительный способ основан на информации, получаемой с обязательным использованием технических измерительных средств, предусмотренных конструкцией изделия или дополнительных.
Регистрационный способ - используется информация, получаемая путем подсчета (или регистрации) числа определенных событий, предметов или затрат. Например, регистрация:
- количества отказов изделия при испытаниях;
- затрат на создание и эксплуатацию изделия;
- числа частей сложного изделия, защищенных авторскими правами и патентами .
С помощью этого способа можно определить показатели технологичности, экономичности, патентно-правовые, стандартизации и унификации.
Инструментальный метод определяется применением технических измерительных средств. Данные аппараты и механизмы определяют точные величины (напряжение, силу тока, плотность и другие характеристики, которые невозможно установить другим путем).
Расчетный метод заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами; применяется на стадии проектирования продукции; служит для определения, например, производительности, прочности и т. д.
Статистический метод использует правила прикладной математической статистики и основан на подсчете числа событий и объектов или затрат; им определяются, например, патентно-правовые показатели.
Органолептический метод основан на анализе восприятия продукции органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) без применения технических измерительных средств; показатели качества при этом выражаются в баллах.
Точность и достоверность результатов при данном методе зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, выполняющих эту работу, а также от возможности использования специальных технических средств, повышающих разрешающие способности организма человека (микроскопы, микрофоны и др.).
Читать дальше
В заключение работы следует подвести итоги в соответствии с поставленными задачами. Поскольку целью работы является изучение методов оценки качества продукции, его теоретических основ, а также рассмотрение видов показателей качества, то важно отметить, что все основные вопросы были рассмотрены.
В первой главе были изучены основные понятия, понятия, связанные с методами оценки качества продукции. Также в рамках данной главы были рассмотрены виды показателей качества.
В результате первой главы отмечено, что для показателей качества важны конкретные методы, при помощи которых будет происходить их сравнение с эталоном и определение, связанное с задействованием экспертов, приборов или органов чувств. Были выделены основополагающие для проведения последующего исследования факторы и термины.
Далее, во второй главе были рассмотрены методы оценки качества продукции, связанные с проблематикой квалиметрии как науки. Данная наука направлена на решение трех задач, связанных с практическими разработками как показателей качества товаров, так и методов измерения, значений данных показателей. Далее в рамках второй главы рассмотрены основные методы квалиметрии. Также были рассмотрены и методы оценки уровня качества продукции, связанные с тремя следующими: дифференциальным, комплексным, смешанным. Далее были отмечены основные методы определения качества и безопасности на примере косметических товаров.
В итоге второй главы отмечено, что для оценки качества продукции важны различные группы методов – как субъективные, основанные на знаниях и опыте субъекта процесса оценки, так и объективные, связанные с применением приборов, аппаратов, специальных средств.
В заключение можно сказать, что методы оценки качества продукции связаны с понятием управления качеством продукции в рамках систем менеджмента качества. При этом виды и группы показателей определяют применение методов, призванных сравнить товар или продукт с образцом-эталоном. Различные методы оценки качества продукции связаны с исследованиями определенных товаров и их групп. Именно оценка качества представляет собой основу для формирования и построения всего механизма по управлению качеством товаров на всех стадиях жизненного цикла.
Отметим, что в практической сфере, связанной с исследованиями конкретного товара (например, косметической продукции), группы показателей и методы определяются в соответствии с документацией.
В результате проведенной работы поставленные цели и задачи исследования были выполнены, рассмотрены необходимые вопросы и сделаны выводы.
Читать дальше
1. Агарков А.П.Управление качеством: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2010. – 228 с.
2. Аристов О. В. Управление качеством: учеб. / О. В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 238 с.
3. Басовский Л. Е. Управление качеством: учеб. / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 211 с.
4. ГОСТ Р 51391-99. Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования. – М.: Стандартинформ, 2002. – 10 с.
5. ГОСТ Р 52952-2008. Гели косметические. Общие технические условия. – М.: Стандартинформ, 2007. – 12 с.
6. Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е.Управление качеством продукции: Учебник. – М.: Дашков и К, 2012. - 335 с.
7. Марциновский, О.А. Курс лекций по ХАССП: Учебное пособие / О.А. Марциновский, Е.М. Михеева / Под ред. В.В. Соклакова. – СПб.: Регист-Консалтинг, 2005. - 209 с.
8. Маслов Д. В. Малый бизнес: Стратегии совершенствования на основе управления качеством / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 190 с.
9. Михеева Е.Н., Сероштан М.В.Управление качеством: Учебник. – М.: Дашков и К, 2012. – 531 с.
10. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности / Пер. с англ. О.В. Замятиной. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. - 168 с.
11. СанПиН 6026 Б-91. Санитарные правила и нормы по производству и применению товаров бытовой химии. – М.: Издательский центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора», 2009. – 7 с.
12. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Upravlenie-proektami...
13. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.basegroup.ru/solutions/case/quality/.
14. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164537/.
15. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://quality.eup.ru/.
16. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://rosselhoscenter.com/otdel-kachestva-zerna-67/738-provedenie-ispytanij-v-produktsii-po-pokazatelyam-bezopasnosti-i-kachestva.
17. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://uchebnik.kz/gigiena-potrebitelskih-tovarov/221-osnovnye-pokazateli-kachestva-pishevyh-produktov/.
18. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://cmks.ru/.
Читать дальше