Введение. Ф.Р. Анкерсмит (род. в 1945 г.) – ведущий голландский философ, исследователь в области философии истории. Имя философа прочно связывается и ассоциируется с нарративной стадией развития англосаксонской философии истории или по-другому называемой «новой философии истории», родоначальником которой выступил Х. Уайт, автор концепции исторического нарратива (исторического повествования).
В своих исследованиях Ф. Анкерсмит делает попытку интегрировать философию истории и задачи и цели анализа исторического опыта. Попутно он исследует и изучает ключевые дефиниции аналитической и критической философии истории, объект и субъект исследования, и их специфические черты. Ученых всегда интересует прошлое, ведь, как известно, без прошлого нет настоящего и будущего. Что важно для исследования прошлого, какими знаниями и истинами для его отображения и изучения мы должны обладать и пользоваться, чтобы лучше воссоздавать «лицо» прошлого? Эти вопросы Ф. Анкерсмит задает себе и пытается на них дать ответ. Для более полного глубокого погружения в идеи философа рассмотрим основные тезисные пункты его размышлений.
Основная часть. Работа Ф. Анкерсмита «История и тропология: взлет и падение метафоры» (1994) представляет собой компиляцию эссе, написанных в разное время и систематизированных в определенной сквозной логической последовательности. Эссе построены в форме размышлений на заданную тему и посвящены истории возникновения, источникам и эволюционному развитию постмодернистской философии истории. Фактически, данную работу можно считать наиболее комплексным изложением особенностей лингвистического поворота, имевшего место в философии истории второй половины ХХ века.
Центральным пунктом мыслей и идей Ф. Анкерсмита служит философско-историческое развитие, которое рассматривается им сквозь призму нового осмысления роли «метафоры в историческом письме в контексте понятия исторического опыта» [4, 28]. Философ считает, что существуют существенные различия между историческим исследованием (результаты которого преимущественно отображаются в терминах индивидуальных текстовых предложений относительно прошлого) и историческим письмом (которое представляет собой симбиоз, интеграцию результатов исторического исследования в рамках исторического текста как целого и законченного произведения) [1, 70-71]. Следовательно, по мнению Ф. Анкерсмита, вышеупомянутые понятия следует четко разграничивать. Так, нарративы (исторические повествования) служат ориентиром для определенной картины, видения прошлого – «видения как…». При этом они выступают некой нормой или даже целым набором правил, которые устанавливают, каким образом следует представлять, воспринимать и трактовать события прошлого [2, 291, 294].
Таким образом, Ф. Анкерсмит исторический нарратив трактует как некую систему предложений в стиле и манере повествовательного изложения. В рамках этого исторического повествования можно выделить два уровня: описательный (буквальные высказывания, истины) и метафорический (нарративный). Лишь благодаря нарративному изложению возможно истинное осмысление прошлого. В подтверждение этих мыслей процитируем слова философа: «По отдельности индивидуальные высказывания в нарративе могут указывать во всех мыслимых направлениях, и только нарративная «точка зрения» задает им «нарративное направление», однако сама «точка зрения» возникает лишь благодаря этим беспомощным описательным высказываниям [2, 11, 307].
Читать дальше
1. Анкерсмит Ф. Введение. Трансцендентализм: взлет и падение метафоры. – М.: Прогресс-традиция, 2003. – 496 с.
2. Анкерсмит Ф. Возвышенный исторический опыт. – М.: Европа, 2007. – 168 с.
3. Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. – М.: Идея-Пресс, 2003. – 360 с.
4. Мишалова Е.В. Концепции исторического нарратива в современной философии истории // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №4 (16). С. 26-31.
Читать дальше