Аннотация 3 Ключевые слова 4 Введение 5 1. Материализм как философская категория 6 2. Идеализм как философская категория 7 3. Материализм и идеализм в понимании Л. Фейербаха 8 4. Соотношение материального и идеального как центральная проблема философии 9 Заключение 11 Список литературы 12
МГУ им. Ломоносова

Соотношение материального и идеального у Фейербаха

доклад
Философия
8 страниц
84% уникальность
2015 год
2 просмотров
Андрианов А.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
3
4
Заключение
Список литературы
Данный вопрос, рассматриваемый в рамках данной работы, имеет весьма глубокие жизненные основания, а потому является актуальным. Таким образом, актуальна и выбранная тема реферата. Значимость темы обусловлена незначительным вниманием, которое уделяется ей в литературе по философии. Цель – анализ и определение результатов анализа источников по философии, которые раскрывают поставленную в названии темы реферата проблему, а именно: проблему соотношения материального и идеального в понимании философа Л. Фейербаха. Задачи, которые призваны реализовать цель работы, сформулированы следующим образом: 1. Ознакомление с литературой по данной проблеме. 2. Анализ источников, размышления над ними. 3. Умозаключения и выводы автора реферата. Литературные источники, проанализированные в работе, можно разделить на два типа: 1. Непосредственные источники (работы Фейербаха; работы других философов, посвящённые Фейербаху и его трудам). 2. Опосредованные источники (работы современных авторов, освящающих вторичные источники (Богуславский, Кириленко, Швецов, Таранов); статьи в журналах «Вестник Российского философского общества», «Вопросы философии», «История философии»).
Читать дальше
Материализм как философская категория характеризуется в историческом развитии четырьмя формами: 1.Материализм древних греков. Стихийный материализм. Он был результатом непосредственного созерцания мира и не мог еще опираться на науку, поскольку она только начинала зарождаться, находилась в сущности философии. 2. Метафизический или механистический материализм (XVII век – первая половина XIX века: Бэкон, Ломоносов, Радищев). Он назывался механистическим, поскольку все многообразие явлений мира объяснял лишь законами механического движения, а метафизическим - поскольку мир, природу, материю рассматривал, в сущности, как неизменные, перманентные, находящиеся вне исторического развития. 3. Материализм русских мыслителей-демократов (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Герцен). Это переходная форма между метафизическим и диалектическим материализмом. 4. Диалектический материализм. (Маркс, Энгельс). Основа – признание мира материального, представляющего собой совокупность всех явлений природы, находящихся в непрерывном движении, взаимодействии, историческом развитии [2]. Эти четыре формы развития философской категории материализма отражены в трудах философов различных эпох и характеризуются относительной независимостью и изолированностью. Однако при более тщательном анализе исторического аспекта развития форм можно увидеть чёткую связь между этими формами.
Читать дальше
Невозможно рассуждать о соотношении материального и идеального в понимании Л. Фейербаха, не рассмотрев прежде его представление о каждой категории в отдельности. Материализм Фейербаха в корне отличается от материализм XVIII века. В отличие от материализма XVIII века, материализм Фейербаха антропологический. Природа рассматривается как целостный организм. В центре внимания – человек, являющий собой психофизическое единство тела (материального) и души (идеального) [5]. То есть, Фейербах вводит новое учение об антропологическом материализме. В чём заключается идеализм Фейербаха – довольно чётко сформулировал Ф. Энгельс: «Идеализм Фейербаха состоит в том, что он все основанные на взаимной склонности отношения людей – половую любовь, дружбу, сострадание, самопожертвование – не берёт просто-напросто в том значении, какое они имеют сами по себе, вне зависимости от воспоминаний о какой-нибудь особой религии, которая, и по его мнению, принадлежит прошлому. Он утверждает, что полное своё значение эти отношения получат только тогда, когда их освятит словом религия. Главное для него не в том, что такие чисто человеческие отношения существуют, а в том, чтобы их рассматривали как новую, истинную религию» [3, С. 132]. Идеализм применительно к центральному объекту философии – человеку - рассматривается исключительно во взаимоотношениях между людьми, их чувственными сферами, имеющими своими первопричинами функционирование биологических процессов в теле. Идеализм Фейербаха теряет свойственные ему абстрактные компоненты и сближается с материализмом в антропологическом аспекте. От идеализма в понимании других философов (Гегеля, например) Фейербах отказывается [8].
Читать дальше
Соотношение материального и идеального Фейербах называет центральной проблемой философии [7]. Эта проблема решается, по его мнению, на уровне отдельно взятого человека. Вопрос о тождественности бытия и мышления приобретает форму психофизической проблемы, становится вопросом о соотношении души и тела. Тождество души и тела усматривается Фейербахом непосредственно в головном мозге человека. «В мозговом акте, — отмечает Фейербах, — как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы» [5, С. 203]. Фейербах отождествил тело и душу, показал, что на мозговом уровне они тождественны. Он отказался от идеализма, отказался интерпретировать душу как систему способностей и возможностей человека [6]. Мозг в своей деятельности становится «органом идеального». Именно культурно-историческая деятельность порождает в мозгу человека мысли о возвышенном, прекрасном, об идеалах, порождает фантазии, мечты. Фейербах отождествлял мысль и мозг. Он считал, что мышление тоже может стать объектом медицинских знаний. То есть медицина не должна зацикливаться исключительно на теле («соме») человека, она должна, грубо говоря, заниматься и его душой. Фейербах не рассматривает психологию как область знаний о единстве тела и души. Он считает, что человеком, его сущностью, природой должна заниматься философия и что философские взгляды вполне могут быть приложены к медицинским знаниям [4]. Своё учение о единстве материального и идеального, об их тождественности, равнозначности, взаимозаменяемости Фейербах назвал «реальным гуманизмом». Таким образом, он отверг попытки приписать свои взгляды материалистическим учениям [5]. Но он также отверг агностицизм, отверг субъективный идеализм [7].
Читать дальше
Взгляды Фейербаха формировались в определённую историческую эпоху, им предшествовали взгляды различных философских школ. В сущности, в понимании центральной проблемы философии Фейербах развивал материализм. Материализм Фейербаха не тождественен материализму других философских школ. Его материализм ставит в центр внимания человека, в котором материальное и идеальное соотносятся как нечто равное. Подводя итог, хотелось бы отметить, что теоретическое наследие Л. Фейербаха не является достоянием лишь истории философии и, шире, истории культуры. Многие идеи выдающегося представителя философского материализма имеют непреходящую эвристическую ценность как при разработке актуальных проблем диалектико-материалистической философии, так и в плане критического анализа различных течений современной философии. Не смотря на присущие его концепции недостатки, значение его критики идеализма огромно. Учение Фейербаха, несмотря на свою односторонность и в чем-то ограниченность, оказало большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли.
Читать дальше
1. Богуславский В.М. Тезисы Маркса о Фейербахе. М., 1960. – 186 с. 2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е. В. Философия. М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО Изд-во ЭКСМО, 2007. – 139 с. 3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 3. – 509 с. 4. Таранов П.С. Многоликая философия: В 2 т. Донецк: Сталкер, 1998. Т.1. – 211 с. 5. Фейербах Л. Избранные философские произведения, т. I и II. М., 1955. – 487 с. 6. Фейербах Л. История философии. - М.: «Мысль», 1974. – 210 с. 7. Жаке Ш. Вопрос о соотношении тела и души//Статья. История философии. - № 15. – 2010. 8. Рублёв М.С. Тезисы о Фейербахе К. Маркса – проблема истолкования. Переходим на личность//Статья. Вестник Российского философского общества. – № 4. – 2013. 9. Батищев Г.С. Общественно-историческая, деятельная сущность человека//Статья. Вопросы философии. - № 3. – 1967. 10. Мареева В.В. Материализм Фейербаха//Статья. Вопросы философии. - № 7. – 1977.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Кейсы (работа со случаем) по социологии
Количество страниц:
20
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Социальная работа
контрольная работа
контрольная работа по маркетингу
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image