В современной России в виду сложившейся социально-экономической ситуации наступило время для глобальных преобразований в каждой сфере, особенно – в образовательной среде. Основными характеристиками рынка труда являются изменчивость, гибкость, высокая динамика в плане инноваций. Естественно, что рынок предъявляет определённые требования. Эти требования включают также:
- подготовленность к непрерывному образовательному процессу,
- самоусовершенствованию в профессиональной деятельности, самообразованию,
- деловая активность и грамотная коммуникация,
- потребность в сотрудничестве,
- способность действовать в определённых (нестандартных),
- способность принимать нестандартные решения,
- способность критически мыслить,
- способность принимать ответственные решения,
- способность к самоуправлению,
- наличие навыков работы с разными источниками,
- способность к эффективной деятельности в среде конкуренции,
- стрессоустойчивость [3].
Как отмечает Богачева Л.С., речь идет об особых новых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования – о «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих как специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции [3].
Компетенция переводится с латинского «competentia», это круг вопросов, которые ставятся перед человеком в области его профессиональной деятельности. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Читать дальше
1. Бермус А.Г. Система качества профессионально-технического образования. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2010. – 220 с.
2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2009. – 235 с.
3. Богачева Л.С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема//Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). – Уфа: Лето, 2012.
4. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации//Начальная школа. – 2009. - №3. – С. 86-92.
5. Гайдамак Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения [Электронный ресурс]/Е.С. Гайдамак//Информационные технологии в образовании. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный. – 2013.
6. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования//Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. докл. II науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та. – 2009. – Ч. 2. – С. 23-25.
7. Зеленская Е.В. Компетентностный подход в образовании/Электронный ресурс. – URL: http://elenazelenskaj.ucoz.ru/news/2008-08-24-2.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования//Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Науч. внедренческое предприятие «ИНЭК», 2009. – С. 33-44.
9. Каверина И.И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе//Интернет-журнал «Эйдос», 2012. - № 3.
10. Камалеева А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса//Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2009. - №5. – С. 6-18.
11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс]/О.Е. Лебедев//Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 3-12. – Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm, свободный.
12. Леонтьев А.А. Что такое компетентностный подход в образовании?//«Начальная школа: плюс–минус». - № 1. – 2008.
13. Петерсон Л.Г. Компетентностный подход в обучении. - М.: Академия, 2009.
14. Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции//Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. Электронный ресурс. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm.
15. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование. – 2005. - №7. - С. 9-11.
16. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. – Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. - № 3. Электронный ресурс. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. - № 4. Электронный ресурс. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
18. Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности//Сибирский учитель, 2009. - № 6. – С. 5-15.
19. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности//Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Психология» - № 1. – 2006. – С. 15-21.
20. Шишкина Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на основе компетентностного подхода [Электронный ресурс] / Л.П. Шишкина. – Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов. – Режим доступа: http://education.simcat.ru/school72/info/6, свободный. – 2013.
Читать дальше