В данной работе рассмотрен роман Ч.Диккенса «Домби и сын» (1848) Это произведение, как и все романы классика мировой литературы, воссоздают яркую картину течения жизни мелкой буржуазии и лондонской бедноты, описанной автором с большой любовью. Поражает также большое количество тонко и точно переданных персонажей и их разноплановость, а также богатство палитры красок для их описания и разнообразие. Каждый человек является лицом своей семьи, в которой закладываются первые знания, опыт и воспитание. Именно тема воспитания в этом романе явно присутствует в каждой сюжетной линии. Воспитание в семье немыслимо без проявления любви и доверия друг к другу. Ч.Диккенс показывает каждого героя с собственным, индивидуальным для каждого из персонажей отношением к жизни. Тема любви не менее важна для точной прорисовки характеров героев – чопорных и равнодушных, откровенных и открытых, доверчивых и капризных.
Целью данной работы было изучение типажей диккенсовских образов на примере героев романа «Домби и сын» и проведение их сравнительного анализа через призму воспитания и любви. Рассмотрение романа с этой точки зрения и детальное изучение характеров героев ставит несколько задач:
• Изучение научной, публицистической, критической литературы о романе Ч.Диккенса и его творчестве;
• Выявление творческих особенностей произведения (образности, лингвистических особенностей, литературных приемов, примененных автором для усиления выразительности образов главных героев);
• описание образов героев, представленных в произведении, их развитие, образ мышления, характеристики;
• выявление места произведения в творчестве писателя и мировой художественной прозе
Изучение образов главных героев, а также их отношения и выражение чувств в романе «Домби и сын» в творчестве Ч.Диккенса является одной из распространенных тем для исследований, собрано большое количество научных материалов. Такой живой интерес со стороны литературоведов, лингвистов и филологов объясняет высокую актуальность данной темы.
Читать дальше
В романе «Домби и сын» Ч. Диккенс показал историю одной семьи – Домби. Однако название этого романа выбрано не случайно, это название фирмы, в которой ежедневно трудится глава семьи, и именно она занимает все внимание господина Поля. Автор на страницах этого произведения представляет нам галерею персонажей, которые живут и действуют в своих системах миропонимания. Для Ч.Диккенса светское общество полно пороков и живет по жестоким законам, где есть место низким и аморальным поступкам, где добродетель не воспринимается всерьез, а все поступки оцениваются по шкале материального благополучия. [4] Каждый человек с молодых ногтей впитывает все то, что его окружает дома, - атмосфера, доброе отношение, заинтересованность в общении друг с другом. Двое детей мистера Домби, Флоренс и Поль, воспитываются няньками в атмосфере английской чопорности и закрытости. Теперь остановимся на каждом из них подробнее.
1.1. Поль Домби-младший
Роман начинается с пасторальной картинки появления новорожденного, - и на первый взгляд, читатель должен быть счастлив такому раскладу дел. Почтенный отец семейства, мистер Домби, «имел слишком суровый и напыщенный вид, чтобы располагать к себе.» [2] Как любой мужчина сотни лет назад и в современности, он восхищен появлением на свет долгожданного отпрыска мужского пола, - наследника. При этом, под действием эмоций на второй план отходит мать малютки, к которой прижимается старшая дочь. Но от матери не исходит любовь и тепло, - она умерла, не перенеся тяжелых родов.
С первого дня жизни взаимоотношение отца и сына больше напоминает ежедневное занятие мистера Домби в одной из крупнейших и преуспевающих фирм в Сити. Это подобно коммерции, торговому соглашению, где еще совсем крошечный малютка уже играет очень важную роль, - он Сын, наследник, будущий компаньон и надежда отца на продолжение и преемственность дел. Являясь центром семьи, Поль однако не чувствует тепла и взаимопонимания в доме, где он живет. Единственной отрадой является его сестра Флоренс, которая готова в любую минуту успокоить песней, приласкать, проявить понимание и заботу. Что касается нянек и воспитателей, они все похожи на мистера Домби, и эта чрезмерная сухость и всеобщее недоверие губят, в конце концов, неокрепшую детскую душу.
Читать дальше
Помимо домашнего воспитания, которое оставило большой отпечаток на характерах детей мистера Домби, важную роль играет также система образования и воспитания в учебных заведениях, куда они попадали по воле судьбы. Эту тему автор затрагивает не в первый раз, он считал, что именно школьное образование невероятно важно в жизни человека и влияет на его судьбу коренным образом.
Первым учебным заведением, которое предстает перед нами на страницах этого произведения – это дом миссис Пипчин. С первых слов в описании «прекрасной перуанки» читатель испытывает отвращение к этой необычной и красочной героине: «удивительно некрасивая, зловредная старая леди, сутулая, с лицом пятнистым, как плохой мрамор, с крючковатым носом и жесткими серыми глазами».[2] Как такой своеобразный портрет мог вызвать у маленького ребенка привязанность и проявление каких-нибудь чувств, кроме ненависти и желания вернуться домой?
Так называемая система образования в этом заведении заключалась в противоположностях,- если ребенок что-то любит, то именно этого он оказывается лишен, и наоборот, если и есть, что-то неприятное для ребенка, то это он и будет получать. Итог таких воспитательных мер описан Ч.Диккенсом с иронией, однако, он выделяет и положительные стороны такого воздействия, - даже особенные «буяны» возвращаются домой тихими и послушными, что не может не радовать их родителей. Однако методики миссис Пипчин далеки от любви к детям и педагогики. Контрастны обеды учеников «из мучной и растительной пищи» и трапезы самой «прекрасной воспитательницы», - на страницах произведения мы встречаем красочное описание котлет из баранины и прочей аппетитной снеди. Она придерживается мнения, что такая строгость и страх наказания, применяемые в содержании детей, идут на благо – однако, так формируются негативные проявления характера воспитанников – зависть, неприязнь, забитость. Любая сказка заканчивалась гибелью положительных героев от лап злого льва или медведя. Она не допускает естественного развития детского ума, предполагая раскрывать его «как устрицу»[2], что является жестоким и неправильным с точки зрения педагогической этики. В обществе эта пародия на благодетель считается «великолепной», и Ч.Диккенс обращает внимание читателя не только на слепоту родителей, вверивших ее рукам своих драгоценных отпрысков, но и глобальную несовершенность подобного воспитания, уродующего детский ум и психику, являющегося настоящим злом в этом мире.[4]
Читать дальше
Роман Ч.Диккенса «Домби и сын» - это глубокое по своей силе выразительности произведение, где утонченный юмор и сатира соседствует с обличениями и сочувствием. Он занимает очень важное место в мировой классической литературе как образец тончайшего психологического романа, в котором характеры героев раскрываются с самой первой страницы.[1,6] Именно система воспитания и образования подверглась наибольшим нападкам и критике со стороны автора. Гиперболически несовершенная, она порождает таких странных и несостоятельных учителей, что порой возникает вопрос о том, как могли достойные представители светского общества, буржуазии допустить откровенные издевательства над собственными детьми. Ответ окажется на поверхности – школа в этом обществе выбирается по рекомендации, данной кем-то из этого же порочного круга, что и является неоспоримой гарантией качества и добродетельности воспитания и образования в учебном заведении.
Гневное обличение действительности в этой сфере было услышано после публикации «Домби и сына» , и в результате на школы в Англии обрушился шквал инспекций, проверок, после которых ряд заведений, не выдержавших испытаний, был закрыт. Не в этом ли главная задача литературы как голоса здравого разума - делать мир лучше с каждым днем?
Читать дальше
1. Белова Н.М. Диккенс и русская литература XIX века – Саратов: Научная книга,2004. – 116с.
2. Диккенс Ч. «Торговый дом „Домби и сын“. Торговля оптом, в розницу и на экспорт» [цифровое издание], 2014
3. Ивашева В.В. Творчество Диккенса – М.: Изд-во МГУ,1954.- 473с.
4. Рыженкова Г. Сатира в романе Ч.Диккенса «Домби и сын» [Электронный ресурс],2002 URL: http://www.proza.ru/2002/10/05-09 (Дата обращения 18.01.2015).
5. Рыженкова Г.Юмор в романе Ч.Диккенса «Домби и сын» [Электронный ресурс],2002 URL: http://www.proza.ru/2002/10/05-06 (Дата обращения 18.01.2015).
6. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе – М.:Худ.лит-ра, 1986.- 385с.
Читать дальше