Одним из показателей, который постоянно интересует и общество, и СМИ, и федеральные власти, является уровень дотационности региона. Причем, как это часто бывает, здесь происходит путаница и смешение понятий. С одной стороны, увеличивается уровень федеральный поддержки – плохо, «не можем сами заработать себе на жизнь», «зависим от центра» и т.д. С другой, если объем федеральный средств уменьшается – опять плохо, «губернатор не лоббирует интересы региона», «центр нас больше не поддерживает» и так далее. В общем, и так, и этак плохо.
Для того, чтобы давать адекватные оценки, надо, как обычно, разобраться. Уровень дотационности – это показатель развитости и самодостаточности региона. Понятно, что регионом-донором быть выгоднее – больше возможностей и самостоятельности. Мы, стремимся к тому, чтобы постепенно снижать зависимость от поступлений из федерального бюджета. При этом, что называется, деньги деньгам рознь. Зачастую федеральные средства идут по каким-то конкретным программам/проектам на конкретные цели. То есть не будь этих проектов или программ не было и федерального финансирования. Например, было дано Президентом РФ обещание обеспечить всех нуждающихся ветеранов жильем - и в регион стали поступать деньги на эти цели. Не было бы этого обещания - не было бы и этих денег. Естественно, они отражаются в доходной части бюджета и влияют на соотношение собственных доходов и безвозмездных поступлений. Но на уровень дотационности влияния не оказывают и не связаны с развитием региональной экономики и эффективностью работы региональной власти.
Хронический характер дотационности Псковской области воспринимается многими жителями региона как нечто, устоявшееся, вполне естественное, вызванное действием объективных экономических факторов, явление. Однако жить, ожидая прихода очередного федерального трансферта и брать в долг с целью обслуживания ранее взятых кредитов, разве это нормально?
Читать дальше
Причины дотационности при всем их многообразии можно было бы разделить на две большие группы: объективные и субъективные.
Объективные причины заключаются, прежде всего, в отсутствии на территории Псковской области таких экономических ресурсов как нефти, газа, алмазов, а также крупных стратегических предприятий. Ведь если посмотреть на мезоиндикаторы экономической безопасности в проблемные девяностые годы, то наиболее благоприятная ситуация складывалась, помимо финансовых центров (Москвы и Санкт-Петербурга), в Тюменской области и Республике Саха (Якутия).
Рост тарифов на энергоносители, дефицит квалифицированных рабочих кадров, старение производственных мощностей, как объективные факторы дополнялись запаздыванием принятия мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности. Потеря времени стоила области достаточно дорого. И те инвесторы, которые могли бы реализовать свои планы на территории Псковской области, к моменту принятия регионального инвестиционного законодательства уже успели построить свои заводы в соседних Новгородской и Ленинградской областях.
В итоге, по данным Псковского областного комитета государственной статистики, промышленное производство в Псковской области в 2013 году составило лишь 44,1% уровня 2000 года. Тяжелая ситуация сложилось и в сельском хозяйстве, где доля убыточных предприятий в то же время составляла 60,1%.
Убыточность и низкая рентабельность значительной части предприятий означали снижение налоговой базы, что в конечном итоге приводило к несоответствию между собственными доходами региона и запланированными в областном бюджете расходами. Как правило, эта проблема решалась при помощи трансфертов из федерального бюджета.
Читать дальше
Областной бюджет-2014 наглядно отражает тенденцию к поступательному развитию экономики региона, ее восстановлению после кризиса 2008 года. Доходов в прошлом году получено на 12% больше, чем годом ранее, - 36,5 миллиарда. Это даже больше, чем прогнозировалось. Внеплановую прибавку дали в основном налоговые доходы в сумме без малого миллиард рублей. Это, по словам представителей экономического блока областной администрации, свидетельствует о позитивных процессах в экономике региона. Так, валовой региональный продукт в 2014 году, по оценкам департамента финансов, бюджетной и налоговой политики, составил 246,7 млрд. рублей и вырос по сравнению с 2011 годом на 12,8%. В основной капитал было инвестировано 58 миллиардов рублей, на 15,8% больше, чем в предыдущем году.
Таким образом, область стала еще более уверенно стоять на ногах. Уровень дотационности консолидированного бюджета региона сократился с 10,7% до 7,4%.
Дополнительные доходы дали возможность и тратить больше. При корректировке бюджета были увеличены расходы на здравоохранение (плюсом 2,3 миллиарда рублей к первоначально запланированным 5 миллиардам), на развитие экономики (плюс полмиллиарда), на образование (плюс 480 миллионов рублей), на социальную сферу (плюс 462 миллиона), на ЖКХ (плюс 286 миллионов).
Эти деньги были направлены на решение самых насущных проблем. В частности, было создано 2131 дополнительное место в детских садах. В результате очередь сократилась с 9,4 до 5,8 тысячи человек.
Самую большую часть дополнительных средств получило здравоохранение. Суммарные расходы по этой статье выросли на 30% по сравнению с 2013 годом, так что 10% средств даже не удалось освоить. Поддержка малого бизнеса была в 1,5 раза мощнее, чем в 2010-м. На эти цели направлено 368 миллионов рублей. Как результат - предпринимателями создано 2 тысячи рабочих мест, в экономику региона привлечено 4,8 миллиарда рублей. Малый бизнес создает уже 16% валового регионального продукта.
Читать дальше
В условиях экономического кризиса Псковская область, как и многие другие регионы, столкнулась с проблемами при обеспечении сбалансированности бюджета и местных бюджетов, с сокращением финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риском возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.
В сложившейся ситуации развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на:
• установление особенностей организации бюджетного процесса на республиканском и муниципальном уровнях в условиях экономического кризиса;
• создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом в республике и муниципальных образованиях;
• корректировку механизмов оказания финансовой помощи органам местного самоуправления;
• совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;
• дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов муниципальных образований.
Реализация предлагаемых мер обеспечит дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений, будет способствовать повышению эффективности бюджетной системы в регионе целом
Читать дальше
Преодолеть хроническую дотационность региона одним волевым решением, конечно же, невозможно. И это справедливо как по отношению к высокодотационной Псковской области, так для других российских регионов, немалое число которых также получают поддержку из Федерального бюджета. Практические шаги на пути к решению этой проблемы в Псковской области мы уже видим. И это, вне всякого сомнения, позитивный факт.
Теперь особенно важно профинансировать принятый бюджет в полном объеме, не допуская новых долгов и по возможности сокращая полученный в наследство новой администрации объем заимствований. Но это лишь одна сторона вопроса. Ведь бюджет региона, это не только оптимизация расходов, поскольку возможности последних определяются, прежде всего, доходной базой, которая в свою очередь – состоянием экономики, деловой активностью, инвестиционной привлекательностью региона.
И именно стимулирование деловой активности через обеспечение равных возможностей предприятиям региона для участия в конкурентной борьбе является одной из задач областной власти, реализация которой позволит наполнить доходную часть бюджета. Конечно, взять кредит (как это делалось раньше) намного проще, чем вывести экономику региона на качественно новый уровень развития, однако, как говорится, «дорогу осилит идущий».
Читать дальше
1. Бюджетная система России; Юнити - , 2010. - 540 c.
2. Бюджетная система России; Юнити-Дана - , 2010. - 704 c.
3. Бюджетная система России. Шпаргалка; Окей-книга - , 2010. - 125 c.
4. Бюджетная система России. Шпаргалки; АСТ, Сова, ВКТ - , 2011. - 362 c.
5. Афанасьев Мст. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система; Юрайт - , 2011. - 782 c.
6. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации; Дашков и Ко - , 2012. - 344 c.
7. Вахрин, П.И.; Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации; Издательско-торговая корпорация Дашков и К' - , 2013. - 669 c.
8. budget.pskov.ru
Читать дальше