Философия – неотъемлемая часть культуры, присущей только людям способа организации жизнедеятельности. Культура отличает человека от остальной природы. Когда говорят, что человек есть существо природное («дитя природы»), то имеют в виду культуру как «вторую природу», сотворенную им самим с помощью «ума, сердца и рук».
В формировании культуры определяющее значение принадлежит труду – целесообразной деятельности по превращению предметов природы в продукт, пригодный к потреблению. Труд бывает присваивающим и производящим. Трудовая деятельность выражает сущностную характеристику жизни человека. Она отличает человека от животного.
Фундаментом философии является способность к абстрактному мышлению, которая способствует рефлексированию.
Роль и значение философии в обществе и жизни человека определяется, в первую очередь, тем, что философия выступает как некоторая теоретическая основа мировоззрения. Также она определяется и тем, что она разрешает определенную проблему познаваемости мира, различные вопросы ориентации человека в определенном мире культуры, а также в мире различных духовных ценностей. Все это – ключевые задачи философии.
Можно сказать, что ее основные функции, а это мировоззренческая, ценностно-ориентационная и теоретико-познавательная. В ряду данных функций лежит также решение определенных философских вопросов практического отношения ко всему миру, а значит и праксеологическая функция.
Это фундамент функционального назначения современной философии. Однако сами ключевые функции некоторым образом конкретизируются. Например, определенная познавательная функция преломляется в различные функции выработки категорий, которые отражают различные общие связи, а также отношения вещей и составляют определенную понятийную основу освоения предметного мира, мышления.
Таким образом, можно сказать, что значение философии в современном мире особенно велико. Изучение предмета, структуры и функций философии представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.
При написании контрольной работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Алексеев П.В., Асмус В.Ф., Волкогонова О.Д., Лешкевич Т.Г. и некоторых других.
Целью контрольной работы является изучение предмета, структуры и функций философии.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
рассмотреть социокультурные предпосылки формирования философского знания;
изучить структуру философского знания;
определить социальную роль и методологическую функцию философии.
Читать дальше
Можно сказать, что такой термин, как «философия» появился из некоторого соединения 2 греческих слов «phileo» или любовь, а также «sophia» или мудрость. Все это означает любовь к мудрости.
Вообще философия именно как способ, а также определенная форма духовной деятельности появилась в Китае и Индии, однако классической формы она достигла именно в Древней Греции. Для обозначения совершенно особой сферы области термин «философия» был впервые употреблен Платоном. Изначально философия включала некоторую совокупность различных знаний о мире.
Существенное увеличение потребности в получении различных знаний, а также увеличение масштабов их применения на практике активно стимулировали рост их объема, многообразия и в итоге привели к дифференциации различных знаний, которая выражается в возникновении различных наук. Разложение определенного единого знания на некоторые отдельные науки, которое началось еще в период античности, совсем не означало полного исчезновения философии.
Совсем наоборот, в этот период возникла острая потребность в совершенно особом разделе знания, который способен выступить в качестве определенного средства интеграции знания, а также способа выработки различных общих норм и принципов познавательной, преобразовательной деятельности всех людей.
Философия постепенно сконцентрировала все свое внимание на теоретизировании вокруг различных общих мировоззренческих проблем природы и общества, а также мышления, при этом, стремясь дать определенные ответы на вопросы о ключевых целях, смысле существования всего общества и личности. На данные вопросы, которые возникали в исторически конкретных условиях жизни, просто невозможно дать определенные ответы, которые пригодны для всех времен, а также всех народов. Те люди, которые ставят определенные мировоззренческие вопросы, активно стремились получить именно такие ответы на них, которые бы соответствовали их различным потребностям, а также уровню интеллектуального развития. Причем в совершенно различных исторических условиях изменяется, как набор определенных мировоззренческих вопросов, так и существенно преобразуется их иерархия, характер определенных желаемых ответов на них. Все это закладывает некоторую основу для специфики в понимании основного предмета философии, а также в его содержание.
Читать дальше
1. Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.
2. Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.
3. Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию
Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.
4. Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.
Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.
Читать дальше
Современные философские картины мира являются особенно многообразными, но все они строятся вокруг определенного отношения: человек и мир.
Данное отношение может пониматься идеалистически или же материалистически, диалектически или же метафизически, объективистски или же субъективистски.
Хотелось бы отметить, что соотношение человека и мира в современной философии рассматривается в многообразии его аспектов – методологическом и онтологическом, гносеологическом и ценностном, деятельностном и др. Именно поэтому определенные философские картины мира являются множественными и не похожими одна на другую.
В современной истории мировой культуры различные философские картины мира стояли намного ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, однако всегда существенно отличались от них. Например, в пределах каждой частной науки есть совершенно различные уровни обобщения, которые не выходят за рамки определенной сферы, аспекта бытия.
В определенном философском мышлении данные обобщения частных наук становятся ключевым предметом анализа. Философия сводит воедино определенные результаты исследований в различных областях знания (а не только в научных), формируя всеобъемлющий синтез различных универсальных законов бытия и познания.
Таким образом, можно сказать, что современная философия кардинально отличается от любой частной науки, в первую очередь те, что она является мировоззрением. Это означает, что определенная философская картина мира включает в себя, как учение о сущности, различных всеобщих законах развития действительности, так и нравственные, эстетические и прочие идеи и убеждения людей.
Читать дальше