Фирма является сложным экономическим явлением. В соответствии с определенной эволюцией экономической теории, которая обуславливается развитием экономики, взгляд на фирму как на основного участника современных рыночных отношений, а также производителя общественных благ и ценностей менялся постепенно.
Определенные теории фирмы, которые основаны на модели «принципал-агент», на сегодняшний день не учитывают особенно важный фактор, а именно то, что подписание полного контракта в современной реальной жизни или вообще невозможно, или же связано с особенно большими издержками. В определенной теории «принципала-агента» встречаются различные издержки – это такие издержки, которые связаны с наблюдением за различными прилагаемыми усилиями. Если данные усилия наблюдаемы всеми сторонами, то определенная теория подразумевает, что заключение контракта вообще не требует издержек. Но те теории фирмы, которые рассматриваются в данной контрольной работе, предполагают совершенно другие издержки, а именно издержки, которые связаны с заключением контракта.
Рассматриваемые теории, в первую очередь, исходят из того, что заключение определенного совершенного контракта просто невозможно, именно появляется необходимость в последующей его адаптации к постоянно меняющимся условиям, которые вообще не были предусмотрены в контракте. Таким образом, основной сутью фирмы можно назвать контракт о найме, а также различные связанные с ним определенные властные отношения внутри фирмы. Изучение теорий фирмы, основанных на неполноте контрактов, представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.
При написании контрольной работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Агапова И.И., Вольчик В.В., Одинцова М.И., Олейник А.Н. и некоторых других.
Целью контрольной работы является изучение теорий фирмы, основанных на неполноте контрактов.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
определить понятие фирмы и рассмотреть основные теории фирмы;
изучить понятие контракта и его особенности;
провести характеристику основных теорий фирмы, основанных на неполноте контрактов.
Читать дальше
Фирма является самостоятельным экономическим субъектом, который занимается коммерческой, а также производственной деятельностью. Фирма обладает определенным обособленным имуществом.
Вообще фирма – определение широкое, поскольку в ее рамках может существовать несколько предприятий, организующих производство товаров и услуг.
Фирма на сегодняшний день обладает следующими признаками:
является экономически обособленной хозяйственной единицей;
является юридическим лицом, поэтому юридически независима; она имеет устав и собственный бюджет;
выполняет особую функцию: она закупает на рынке факторов производства ресурсы и посредством предприятий производит различные блага, которые поставляет на рынок;
производственно и финансово свободна, поскольку самостоятельно принимает решения, касающиеся ее функционирования;
целями фирмы в классической и неоклассической теории считаются: получение прибыли и минимизация издержек.
На современном этапе существуют определенные фирмы, ведущие неценовую конкуренцию. Они имеют совершенно иные ключевые цели:
увеличение объема продаж, рост собственной доли на некотором рынке. Под этим подразумевается стремление к максимальному контролю потребительского спроса, ценообразования;
сохранение определенного штата работников. Активно стремясь к этому, руководство компании увеличивается зарплату, существенно улучшает определенное условия труда, а также осуществляет различные трансфертные платежи;
Читать дальше
Хотелось бы отметить, что в древности контрактом было принято считать определенный договор, который признан цивильным правам, а также снабжен исковой зашитой. В данную категорию относились только известные определенные виды договоров. В древнюю эпоху это были строго формальные договоры, в классическую эпоху – это были ненормальные договоры.
Вообще на сегодняшний день институты задают наиболее общие рамки взаимодействия людей в обществе. Можно сказать, что конкретные рамки взаимодействия, которые описывают определенные условия совершения различных сделок, определены различными положениями контракта, или же договора между всеми участниками взаимодействия.
Гражданский кодекс Российской Федерации называет договором всякое соглашение двух или же нескольких лиц о установлении или же изменении, а также прекращении гражданских прав и определенных обязанностей.
Если же применять терминологию именно теории прав собственности, то контрактом называется всякое соглашение о обмене правомочиями, а также их защите. При заключении определенного контракта люди применяют в качестве определенных данных, как формальные, так и неформальные нормы. Они применяют их, а также интерпретируют их для каждой конкретной сделки.
Таким образом, контракт отражает свободный и осознанный выбор определенных целей, а также условий обмена между людьми, которые осуществляются в некоторых заданных институциональных рамках.
Читать дальше
Суть теории состоит в следующем: можно передать определенной стороне различные властные полномочия по определению ключевых условий обмена (в установленных пределах). Данные властные полномочия и определяют фирму. Можно сказать, что внутри фирмы различные трансакции осуществляются именно в результате определенных властных распоряжений хозяина, а ценовой механизм является подавленным.
Определенная идея о том, что контракт о найме – это та характерная черта, которая определяет фирму, как правило, связывают с такими учеными и исследователями, как Р. Коуз и Г. Саймон. С данной точки зрения определенные границы фирмы, в первую очередь, определяются числом занятых в ней сотрудников.
То есть наемный работник существенно отличается от определенного независимого поставщика тем контрактом, который он в итоге заключает, так наемный работник всегда должен подчиняться власти определенного управляющего фирмой, а независимый поставщик всегда действует автономно.
Различные преимущества иерархических отношений, которые устанавливаются в компании, такой ученый, как Р. Коуз, видит именно в экономии различных трансакционных издержек, а в первую очередь – определенных издержек переговоров о ключевых условиях контракта. Определенным иерархическим отношениям присущи различные недостатки. Например, так называемая «информационная перегрузка», то есть постепенно по мере расширения фирмы определенному управляющему становится намного сложнее руководить различными действиями всех сотрудников, так как он не может собирать абсолютно всю необходимую информацию. Именно это помогает объяснить определенные границы фирмы.
Определенный контракт о найме, в первую очередь, предусматривает некоторый круг различных допустимых приказаний, а также устанавливает ключевые права работодателя, обязанности работника выполнять все указания в тех рамках, которые определены контрактом
Читать дальше
Фирма является самостоятельным экономическим субъектом, который занимается коммерческой, а также производственной деятельностью. Фирма обладает определенным обособленным имуществом. Основными теориями фирмы, которые существуют на сегодняшний день, являются: неоклассическая теория фирмы, институциональная теория фирмы, поведенческие теории фирмы.
Теории фирмы, основанные на неполноте контрактов, в первую очередь, исходят из того, что заключение определенного совершенного контракта просто невозможно, именно появляется необходимость в последующей его адаптации к постоянно меняющимся условиям, которые вообще не были предусмотрены в контракте.
Теория фирмы как отношений найма – определенная идея о том, что контракт о найме – это та характерная черта, которая определяет фирму, как правило, связывают с такими учеными и исследователями, как Р. Коуз и Г. Саймон. С данной точки зрения определенные границы фирмы, в первую очередь, определяются числом занятых в ней сотрудников.
Фирма как способ организации сделки – в основе определенного подхода О. Уильямсона, рассматривающего компанию именно как один из различных способов организации сделки, лежит определенная идея о неполноте контрактов, а также ограниченной рациональности различных экономических агентов, особой роли достаточно специфических активов при выборе формы контракта, а также соответствующего способа организации сделки.
Теория фирмы с позиций прав собственности – определенный теоретический подход именно с позиций прав собственности уделяет пристальное внимание вопросу, что изменяется, когда при слиянии 2 компаний происходит объединение их собственности.
Читать дальше
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32. – ст. 3301.
2. Агапова И. И. Институциональная экономика. – М.: Магистр, 2012. – 390 с.
3. Введение в институциональную экономику: Учеб. пособие / Под ред. Д. С. Львова. – М.: Экономика, 2012. – 363 с.
4. Волков, О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 264 c.
5. Вольчик В.В. Лекции по институциональной экономике. – Ростов-на-Дону, 2012. – 352 с.
6. Крум, Э.В. Экономика предприятия: Учебное пособие / Э.В. Крум. - Мн.: ТетраСистемс, 2013. - 192 c.
7. Одинцова М. И. Институциональная экономика. – М.: ГУ ВШЭ, 2012. – 362 с.
8. Олейник А. Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2011. – 703 с.
9. Полонский С.Ю. Институциональный подход к теории современной корпорации // Проблемы современной экономики. – 2012. – №2(22). – С. 34-38.
10. Попов Е.В. Классификация миниэкономических теорий. Труды всероссийского симпозиума по миниэкономике. Пленарные доклады. – Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН, 2010. – 75 с.
11. Саакова Л. В. Сравнительный анализ теорий фирмы и сущность современной корпорации // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 4 (36). – С. 89-94.
12. Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник. Том I. – Изд.: Волтерс Клувер, 2009. – 436 с.
13. Васильцова В.М. Институциональная экономика. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.irbis.vegu.ru/repos/12500/Html/28.htm
14. Институциональная экономика – Олейник А.Н. – Лекция № 15 ТИПЫ КОНТРАКТОВ 15.1. Понятие контракта. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.univer5.ru/ekonomika/institutsionalnaya-ekonomika-oleynik-a.n.-207/Page-81.html
15. Понятие контракта. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2-2/138.htm
16. Понятие фирмы: ее признаки и функции. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://2fy.ru/node/5482
17. Теории фирмы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://konspekts.ru/ekonomika-2/ekonomiaheskaia-teoria/teorii-firmy/
Читать дальше