Введение ……………………………………………………………………….....3 Глава 1. Определение и причины тревожности. Современный подход в изучении тревожности…………………………………………………………..6 Глава 2. Возрастные особенности тревожности……………………………13 Глава 3. Влияние гендерных стереотипов на уровень тревожности личности………………………………………………………………………....21 Заключение………………………………………………………………...........27 Список литературы…………………………………………………………….29

"Проблема тревожности"

курсовая работа
Психология
30 страниц
89% уникальность
2014 год
260 просмотров
Виноградова О.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ……………………………………………………………………….....3 Глава 1. Определение и причины тревожности. Современный подход в изучении тревожности…………………………………………………………..6 Глава 2. Возрастные особенности тревожности……………………………13 Глава 3. Влияние гендерных стереотипов на уровень тревожности личности………………………………………………………………………....21 Заключение………………………………………………………………...........27 Список литературы…………………………………………………………….29
Читать дальше
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что тревожность, по мнению многих исследователей, находится в основе большого ряда психологических трудностей, а также в основе нарушения общего развития. Чувство тревоги влечёт за собой ощущение изоляции, одиночества и печали. В состоянии тревоги переживается не одна эмоция, а комбинация из различных эмоций, которая оказывает огромное влияние на мысли, поведение и социальные отношения. Основными причинами тревожности являются разнообразные стрессовые ситуации.


Собираетесь заказать дипломную работу ? Work5 поможет вам в этом.


. Новая, непривычная ситуация сама по себе является для человека стрессовой, влечёт за собой повышенную тревожность. Переход в новый коллектив, экзамены, защита курсовой или дипломной работы – все подобные ситуации повышают тревожность человека. Это связанно с подспудным страхом человека оказаться в неловкой ситуации, показаться комичным или глупым в глазах других людей. Можно сказать, что основой тревожности являются неудовлетворённые социогенные потребности человека. Эти потребности прослеживаются практически с самого раннего возраста, как только человек начинает взаимодействовать с другими людьми. Именно с этого периода жизни человек перестаёт быть самодостаточным, ему требуется общение, внимание, поощрение своих действий со стороны взрослых и сверстников. И если в раннем возрасте ребёнок лишается подобного внимания, то в дальнейшем развитии могут возникнуть серьёзные психологические проблемы, неудовлетворённость собой, неприязнь к другим людям и, как следствие, постоянная повышенная тревожность. Однако даже обеспечение благоприятных условий развития ребёнка не гарантирует избавления от тревожных ситуаций в последующей жизни, поскольку каждый возрастной период имеет свои источники тревожности, свой характер и формы проявления, а также способы компенсации и преодоления тревожности. Немаловажным источником тревожности являются гендерные стереотипы, поскольку каждый пол предъявляет свои требования к жизни. И несоответствие предъявляемого действительности влечёт за собой стрессовые и тревожные ситуации. Мы в своём исследовании проанализируем возрастные и гендерные причины тревожности. Степень разработанности проблемы: изучением проблемы тревожности занимались многие известные учёные. Особый вклад внесли такие психологи как Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Карен Хорни, Ролло Мей и многие другие. Среди отечественных исследователей можно выделить Н. А. Аминова, В. Н. Азарова, Т. А. Артемова, В. М. Астапов, Л. В. Басов, Ф. Б. Березин, Е. А. Залученова, Н. Б. Пасынкова и многих других. Труды этих авторов являются теоретической основой нашего исследования. Цель исследования. Изучить в целом специфику тревожности и частности в переходные моменты в жизни человека, а также гендерные особенности тревожности. Объект исследования. Тревожность как функциональное образование на разных возрастных этапах. Предмет исследования. Причины и источники тревожности, возрастные и гендерные формы её проявления. Задачи исследования. Для осуществления поставленной цели нами будут решены следующие задачи, соответствующие главам исследования: 1. Дано определение тревожности, указаны её причины. Показан современный подход в изучении тревожности. 2. Выявлены возрастные особенности тревожности. 3. Проанализировано влияние гендерных стереотипов на уровень тревожности личности. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что главными причинами тревожности у человека являются изменение привычного уклада жизни, а также неудовлетворённость своим положением в социуме. Эти изменения и глобальный, и локальный характер. С самого раннего возраста человек сталкивается с событиями, которые нарушают его привычный образ жизни: ребёнок начинает ходить в детский сад и тем самым отрывается от матери. Переход в школу также является масштабным событием в жизни человека и нарушает жизненный уклад, поскольку школа предъявляет новые требования. Можно продолжать этот список, однако мы более подробно рассмотрим его в основной части работы. Методы исследования. Изучение литературы по теме – это даст возможность узнать, какие вопросы и каким образом решены по данной теме; теоретический анализ – позволит выделить и рассмотреть отдельные стороны, свойства, особенности изучаемого явления. Новизна и теоретическая значимость исследования. Новизна исследования заключается в том, что мы прослеживаем феномен тревожности на протяжении всего жизненного пути человека. Исходя из этого, теоретической значимостью исследования является выявление причинно-следственных связей феномена тревожности. Практическая значимость исследования. Рассмотрение особенностей феномена тревожности в отдельных возрастных группах позволит применять данные исследования в различных учебных заведениях в коррекционной работе, поможет психологам в психологических консультациях при повышенной тревожности. Подобные консультации будут способствовать скорейшей адаптации человека в новой для него среде.

Читать дальше
Целью нашего исследования было изучить в целом специфику тревожности и частности в переходные моменты в жизни человека, а также гендерные особенности тревожности. Для осуществления поставленной цели мы выдвинули следующий ряд задач: 1. дань определение тревожности, указать её причины, показать современный подход в изучении тревожности; 2. выявить возрастные особенности тревожности; 3. проанализировать влияние гендерных стереотипов на уровень тревожности личности. Также нами была выдвинута следующая гипотеза: главными причинами тревожности у человека являются изменение привычного уклада жизни, а также неудовлетворённость своим положением в социуме. В ходе исследования мы дали определение тревожности, показали причины её возникновения. Показали, что, как и любое другое психическое явление, тревога связана с личностными и социальными потребностями человека. Также мы показали, что в настоящее время отношение к феномену тревожности в психологии кардинально изменилось, и мнение относительно этого феномена становится менее категоричным и однозначным. Современный подход основывается на том, что тревожность не стоит рассматривать как исключительно негативную черту человека; она представляется сигналом неадекватности структуры деятельности индивида по отношению к ситуации. Для каждого отдельного индивида характерен свой уровень тревожности, так называемая полезная или необходимая тревожность, которая является условием психического развития личности. Далее мы рассмотрели возрастные особенности феномена тревожности. Отметили, что хотя каждому возрастному периоду присуща своя специфика тревожности, но на протяжении всего жизненного пути человека можно выделить общую нить, порождающую это чувство: тревожность возникает при нарушении привычного уклада жизни и при потере социального статуса или недовольства своим социальным статусом в обществе. Так переходы человека из домашней среды в детский сад, школу, университет и т.д. являются одними из самых тревожных моментов в жизни человека. В привычном же для человека коллективе это чувство возникает, если человек не доволен своим положением в этом коллективе. Напоследок мы проанализировали влияние гендерных стереотипов на уровень тревожности личности. Показали, что независимо от того имеют ли эти стереотипы под собой реальную биологическую почву или нет, их присутствие в обществе влияет на эмоциональное состояние его членов, задаёт поведенческий тон, структурирует мышление индивидов. Мы отметили, что влияние гендерных стереотипов на развитие тревожности происходит на двух уровнях. Первый уровень можно характеризовать неприятием индивида этих стереотипов, попыткой выйти за их пределы. В этом случае поводом для тревоги служит тот факт, что социум не принимает подобного индивида. Второй уровень характеризуется полным или частичным принятием гендерных стереотипов. Здесь поводом для тревоги может выступать несоответствие желаемого реальному положению дел. Таким образом, решив поставленные задачи, мы достигли поставленной цели и подтвердили нашу гипотезу.
Читать дальше
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с. 2. Аминов Н.А., Азаров В.Н. Изучение индивидуальных различий и предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух сигнальных систем // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. Х.-М.: Просвещение, 1981. – СС. 98-112. 3. Артемова Т.А., Ковалева А.В. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста // Школа здоровья. 1998. - Т.5, № 3-4. - СС. 148-159. 4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. - №5. - СС. 111-117. 5. Басов Л.В., Тихомирова Л.Ф. Тревожность у детей школьного возраста. -Ярославль: Яросл. обл. ин. усоверш. уч-лей, 1991. — 26 с. 6. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния.-СПб.: Питер, 2001. СС. 219-229. 7. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2004. – 320 с. 8. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М.: Олма-пресс. 2004. – 785 с. 9. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Наука, 1987. – 180 с. 10. Залученова Е.А., Бороздина Л.В. Связь уровня тревожности с высокой самооценкой и притязаниями // Новые исследования в психологии. -№1(7). М., 1993. – СС. 63-66. 11. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера. М.: Информация, 2002. – 176 с. 12. Ильин Е. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. - 688 с. 13. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1966. – СС. 49-58. 14. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. 15. Кутепова Н.Г. Роль семьи в формировании тревожности у дошкольников // Перспективы развития практической психологии: В 2-х ч. 4.2. — Шадринск: Шадр. гос. пед. ин-т, 2001. – СС. 169-175. 16. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии, 1969. – №1. – СС. 131-137. 17. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — 224 с. 18. Мерлин В. С. «Психология индивидуальности : избранные психологические труды» / В. С. Мерлин; под ред. Е. А. Климова. — М. : Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2005. — 544 с. 19. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. - 248 с. 20. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 1996. – Т. 17. № 1. – СС. 169-174. 21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МОДЭК, 2000. – 304 с. 22. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. — 1996.- №4. – СС. 11-14. 23. Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. – 144 с. 24. Фрейд З. Психология бессознательного». Сборник произведений. Сост. М.Г. Ярошевский. – СПб.: Питер», (сер. «Мастера психологии»), 2007. – 512с. 25. Хорни К. Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2. – 648 с. 26. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. – М.: Смысл, 1997. – 140 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image