Собираетесь заказать дипломную работу ? Work5 поможет вам в этом.
. Новая, непривычная ситуация сама по себе является для человека стрессовой, влечёт за собой повышенную тревожность. Переход в новый коллектив, экзамены, защита курсовой или дипломной работы – все подобные ситуации повышают тревожность человека. Это связанно с подспудным страхом человека оказаться в неловкой ситуации, показаться комичным или глупым в глазах других людей. Можно сказать, что основой тревожности являются неудовлетворённые социогенные потребности человека. Эти потребности прослеживаются практически с самого раннего возраста, как только человек начинает взаимодействовать с другими людьми. Именно с этого периода жизни человек перестаёт быть самодостаточным, ему требуется общение, внимание, поощрение своих действий со стороны взрослых и сверстников. И если в раннем возрасте ребёнок лишается подобного внимания, то в дальнейшем развитии могут возникнуть серьёзные психологические проблемы, неудовлетворённость собой, неприязнь к другим людям и, как следствие, постоянная повышенная тревожность. Однако даже обеспечение благоприятных условий развития ребёнка не гарантирует избавления от тревожных ситуаций в последующей жизни, поскольку каждый возрастной период имеет свои источники тревожности, свой характер и формы проявления, а также способы компенсации и преодоления тревожности. Немаловажным источником тревожности являются гендерные стереотипы, поскольку каждый пол предъявляет свои требования к жизни. И несоответствие предъявляемого действительности влечёт за собой стрессовые и тревожные ситуации. Мы в своём исследовании проанализируем возрастные и гендерные причины тревожности. Степень разработанности проблемы: изучением проблемы тревожности занимались многие известные учёные. Особый вклад внесли такие психологи как Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Карен Хорни, Ролло Мей и многие другие. Среди отечественных исследователей можно выделить Н. А. Аминова, В. Н. Азарова, Т. А. Артемова, В. М. Астапов, Л. В. Басов, Ф. Б. Березин, Е. А. Залученова, Н. Б. Пасынкова и многих других. Труды этих авторов являются теоретической основой нашего исследования. Цель исследования. Изучить в целом специфику тревожности и частности в переходные моменты в жизни человека, а также гендерные особенности тревожности. Объект исследования. Тревожность как функциональное образование на разных возрастных этапах. Предмет исследования. Причины и источники тревожности, возрастные и гендерные формы её проявления. Задачи исследования. Для осуществления поставленной цели нами будут решены следующие задачи, соответствующие главам исследования: 1. Дано определение тревожности, указаны её причины. Показан современный подход в изучении тревожности. 2. Выявлены возрастные особенности тревожности. 3. Проанализировано влияние гендерных стереотипов на уровень тревожности личности. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что главными причинами тревожности у человека являются изменение привычного уклада жизни, а также неудовлетворённость своим положением в социуме. Эти изменения и глобальный, и локальный характер. С самого раннего возраста человек сталкивается с событиями, которые нарушают его привычный образ жизни: ребёнок начинает ходить в детский сад и тем самым отрывается от матери. Переход в школу также является масштабным событием в жизни человека и нарушает жизненный уклад, поскольку школа предъявляет новые требования. Можно продолжать этот список, однако мы более подробно рассмотрим его в основной части работы. Методы исследования. Изучение литературы по теме – это даст возможность узнать, какие вопросы и каким образом решены по данной теме; теоретический анализ – позволит выделить и рассмотреть отдельные стороны, свойства, особенности изучаемого явления. Новизна и теоретическая значимость исследования. Новизна исследования заключается в том, что мы прослеживаем феномен тревожности на протяжении всего жизненного пути человека. Исходя из этого, теоретической значимостью исследования является выявление причинно-следственных связей феномена тревожности. Практическая значимость исследования. Рассмотрение особенностей феномена тревожности в отдельных возрастных группах позволит применять данные исследования в различных учебных заведениях в коррекционной работе, поможет психологам в психологических консультациях при повышенной тревожности. Подобные консультации будут способствовать скорейшей адаптации человека в новой для него среде.