В дипломной работе были решены посталвенные задачи, а именно:
1. Проведён анализ российских ресурсов на мировых энергетических рынках;
2. Определено влияние рынков на экономику и энергетику России;
3. Сделан анализ энергетических рынков России;
4. Проанализирован рынок газа и нефти России.
Россия обладает значительной ресурсной базой природного газа, развитой диверсифицированной трубопроводной инфраструктурой; имеет имидж надёжного поставщика газа на открытом рынке. Взаимный коммерческий интерес российской и европейской сторон, прежде всего, обеспечивается стабильными поставками энергоресурсов российскими трубопроводами.
• Поскольку Россия предоставляет европейским партнерам беспрецедентные возможности участия в разработках богатейших российских месторождений (Ямал-2 и др.), то она вправе защищать интересы инвесторов и отстаивать возможности выгодной реализации своих энергоресурсов. Российский поставщик, в свою очередь, вправе прагматично отстаивать коммерческие интересы в проектах «Северный поток» и «Южный поток» (строительство которых было, прежде всего, направлено на диверсификацию путей поставок с целью обеспечения надежных стабильных поставок европейским покупателям, но является высокозатратным для российского поставщика). Это относится и к вопросу неприменения к уже реализованным российским энергетическим проектам (например, «Северный поток») в полном объеме норм «Третьего энергетического пакета» и предоставления статуса TEN «Южному потоку». С точки зрения международного права также необоснованными являются ретроактивные требования ЕС к уже осуществленным инфраструктурным энергетическим проектам таким как «Северный поток» (и «Opal»). Поскольку эти требования ущемляют интересы инвесторов (или даже делают невозможным возврат уже вложенных ими значительных средств).
• Реализация энергетических инфраструктурных проектов компанией «Газпром» - это гарантия высокого уровня профессионализма, применения передовых технологий и современных методов управления. Реализация проектов «Северный поток» и «Южный поток» на территориях России и ЕС - это залог получения стабильной прибыли; - это создание новых высокооплачиваемых рабочих мест (что, особенно актуально в Европе в условиях кризиса). К тому же, Россия - финансово самодостаточная страна, которая способна участвовать в реализации заявленных газовых проектах практически без привлечения средств «третьей стороны».
Влияние «сланцевой революции» на европейский рынок газа будет носить «отложенный по времени» характер не только в связи с тем, что для наращивания в достаточном объеме инфраструктуры (терминалов, заводов по сжижению (и регазификации у принимающей стороны), сети трубопроводов) потребуется время (ориентировочно, до 2015 года), но и в связи с необходимостью наращивания объемов добычи газа в США, стабильно превышающих собственное потребление. В настоящее время достоверно известно, что рост добычи сланцевого газа (СГ) помог восполнить тот недостаток объема газа, который в последние годы образовался в США в связи с истощением собственных традиционных месторождений.
• Кроме того, США планируют значительно наращивать собственное потребление газа (для производства дешевого этилена) и в связи с тем, что на газ планируется перевести большую долю транспорта.
• Мерами значительной государственной поддержки и при помощи хеджирования удалось добиться наращивания объемов производства и снижения цены. Однако нет достоверных доказательств, что с помощью применения даже передовых сланцевых технологий (смешанного бурения: вертикального и горизонтального; «пропанового» разрыва ("Черный лебедь») и др.) удалось существенно снизить высокие издержки производства (по сравнению с традиционной добычей газа). И поэтому нельзя быть уверенными в стабильности «сланцевого рынка», а, следовательно, и в стабильности экспортного потенциала этого рынка.
• Кроме того, российские эксперты указывают на тот факт, что оценка запасов сланцевого газа в мире вызывает сомнение, поскольку те «пустоты», которые в соответствии с нормами геологии ранее были оценены как «потенциальные» месторождения, в дальнейшем сланцевыми копаниями были автоматически заявлены как месторождения (с целью привлечения инвесторов и получения государственной поддержки).
• Ограничением для роста добычи СГ может послужить тот факт, что уже в настоящее время происходит нарастание выбросов «сланцевого пара» (который виден уже над территорией США даже из космоса), что ставит под вопрос «экологичность» сланцевого газа не только по сравнению с добычей традиционного газа, но и даже с углем. Нет окончательного заключения экологов о возможном вреде, связанным с применением химикатов при добыче газа и ущерба, связанного с расходом больших объемов воды (около семи кубометров воды необходимо для добычи одного кубометра сланцевого газа). Нет оценки (и опыта) суммарного включения стоимости рекультивации отработанных месторождений в окончательную себестоимость сланцевого газа.
• Экспортные ожидания производителей (инвесторов) газа в США имеют «отложенный по времени» характер не только в связи с ожиданием окончания строительства необходимой инфраструктуры (терминалов, заводов по сжижению и сети трубопроводов), но и в связи с необходимостью наращивания объемов добычи газа в США, стабильно превышающих собственное потребление.
• США планируют значительно наращивать собственное потребление газа в связи с тем, что на газ планируется перевести большую долю транспорта. Кроме того, химический состав сланцевого газа предполагает более эффективное его использование, прежде всего, для нефтехимии (производства дешевых пластмасс (этилена) и др.). Принимая во внимание совокупность ранее указанных факторов, с большой долей уверенности можно предполагать, что формирование экспортного потока американского СГ в значимых объемах на мировой рынок не представляется ни возможным, ни целесообразным. Однако, вероятно, будет осуществляться реэкспорт традиционного газа. И, скорее всего, из Тринидад и Тобаго (импорт которого в настоящее время постепенно замещается на внутреннем американском рынке сланцевым газом).
• Если объемы газа (от реэкспорта будут продаваться, то прежде всего на более «дорогом» Японском рынке, в Южной Корее и других азиатских странах). Поставки на более «дешевый» европейский рынок (по сравнению рынком газа АТР менее привлекательны для всех поставщиков и поэтому экспорт американского газа в Европу, скорее всего, будет осуществляться «по остаточному» принципу. Учитывая длительность подготовительного периода производителей сланцевого газа к экспорту, не исключено, что на начальном этапе объем экспорта газа из США и Канады может составить в 2015 году 8 млрд. метров кубических в рамках (в первую очередь из американского терминала «Сабин Пасс»), однако пока нет достоверных оснований, что к 2020 г. возможно стабильное наращивание объемов до 40 млрд. метров кубических (такие объемы газа предполагаются к поставкам соответственно расчетам, произведенным в «Сколково»).
• Добыча европейского сланцевого газа (несмотря на все несоответствия европейским экологическим требованиям и др.) будет носить на первом этапе характер тестирования. Однако при затяжном характере европейской «экономической депрессии» начало и темпы добычи могут быть ускорены. Однако представляется целесообразным в ЕС дождаться усовершенствования технологии добычи сланцевого газа.
Ценобразование на американском рынке не является рыночным в полном смысле этого значения, поскольку большие объемы государственной поддержки (в том числе субсидирования спроса и предложения) являются мерами государственного регулирования. Более правильно трактовать это как квази-рынок. Более того, высокий Сhurn ratio (порядка 2000) на бирже Henry Hub является показателем того, что цена американского газа является в большой мере отражением стоимости финансовых, не отражением стоимости реального газа и не показателем равновесной спроса и предложения.
• Американский рынок в настоящее время все еще является не является экспортным. Цены сланцевого газа США, по существу, являются внутренними и, к тому же, дотируемыми. И поэтому не могут выступать достоверным ориентиром для определения уровня оптимальной цены на других региональных рынков.
Изучение региональных рынков газа показало, что в настоящее время европейская «гибридная» система ценообразования (включает контрактное, с привязкой к цене нефти и нефтепродуктов и спотовое ценообразование) является одновременно и гибкой и, в то же время наиболее устойчивой (обеспечивает максимальную стабильность поставок и при этом занимает «средний» уровень цены, по сравнению с «дорогим» японским рынком и «дешевым» американским). Это позволяет поставщикам наращивать инвестиции в новые месторождения, что обеспечивает стабильный рост добычи и надежное обеспечение потребителей энергией.
Изучение корреляционных связей между хабами показало высокую интегрированность цены на европейском спотовом рынке. Практически хабы действуют «как она биржа». Однако внутри рынка можно выделить «виртуальные» хабы, определяющие «базовый уровень цены», привязанный к контрактным российским ценам трубопроводного газа, и «поэтапно» снижающие уровень базовой цены при перепродаже «бумажных» объемов газа между виртуальными хабами. И действуют хабы, торгующие реальными объемами, но по цене, уже, определенной на виртуальных хабах. Кроме того, что спотовый рынок отличается высокой волатильностью, которая значительно увеличивается в ситуациях пикового потребления энергии (холодная зима и др.), спотовый рынок не может гарантировать стабильность поставок реальных объемов газа в моменты наиболее «высокого потребления». В настоящее время европейским потребителям не удалось достичь большого числа поставщиков (и даже на спотовом рынке торгуются «излишки» контрактного российского газа). Относительно высокий уровень цены на европейском рынке во многом обусловлен недостаточным объемом поставок реального газа.
Высокий churn ratio на спотовых рынках газа является отражением высокой ликвидности рынка, если осуществляется торговля преимущественно физическими объемами газа (что предполагает наличие на рынке больших объемов реального товара).
В том случае, если на рынке объемы «бумажные» превышают объемы физические (чаще всего, это предполагает наличие избыточных объемов реального товара на рынке), то churn ratio не является отражением ликвидности рынка (кроме того, данный вариант не исключает возможности манипуляции рынком на повышение или понижение цены реального товара).
Надежды на диверсификацию поставщиков СПГ на европейском рынке, которые обеспечат в среднесрочной перспективе в избытке СПГ могут и не оправдаться, поскольку для продавцов наиболее привлекательным будет премиальный рынок АТР по сравнению с европейским рынком, направленным на максимальное снижение цены газа.
При выработке взаимоотношений Газпрома и европейских потребителей газа наиболее целесообразно придерживаться стратегии гибкости, то есть достижения именно взаимовыгодного консенсуса по цене. В случае проведения политики давления на российского поставщика, стоит придерживаться прагматичной стратегии требования сохранения формулы цены в контрактах в соответствии с ценой нефти нефтепродуктов и исполнения условия «бери» или «плати».
Россия открыта к диалогу и расширению внешней торговли со странами ЕС на основе паритета, справедливых правил и взаимной выгоды.
ТЭР - это богатство России. Топливно-энергетическая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на ТЭР всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей топливно-энергетической промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.
В данной дипломной работе тщательно рассмотрена структура российского экспорта энергоносителей, в частности быд оценён экспортный потенциал топливно-энергетических ресурсов России, и целесообразность экспорта энергоносителей.
Россия является одним из лидеров мировой энергетики и крупнейшим участником международных энергетических рынков. В экономике России топливно-энергетический комплекс (тэк) и экспорт его продуктов занимают уникальное положение, и их динамика прямо влияет на устойчивость национальной экономики. Поэтому адекватное видение развития данного сектора в долгосрочной перспективе имеет большое значение при прогнозировании и планировании развития экономики страны. Для правильной оценки перспектив тэк и разработки стратегии развития как энергетики, так и экономики страны важнейшим внешним параметром является исследование будущего мировой энергетики. Cитуация в ней в последние годы претерпела серьезные изменения.