ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИИ СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ 4
1.1 Теория самопроизвольного (спонтанного) зарождения 4
1.2 Теория креационизма 6
1.3 Теории стационарного состояния и панспермии 7
1.4 Теория биохимической эволюции (теория А.И. Опарина) 7
1.5 Предбиологическая (химическая) эволюция 8
2 ОТЛИЧИЯ ЖИВОГО ОТ НЕЖИВОГО 19
3 КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ ШЛЕЙДЕНА И ШВАННА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы.
Вопрос происхождения жизни на Земле — один из самых сложных вопросов современного естествознания, на который до настоящего времени нет однозначного ответа.
Существует несколько теорий происхождения жизни на Земле, наиболее известные из которых:
• теория самопроизвольного (спонтанного) зарождения;
• теория креационизма (или сотворения);
• теория стационарного состояния;
• теория панспермии;
• теория биохимической эволюции (теория А.И. Опарина).
В данном реферате были рассмотрены основные положения этих теорий.
Рассматривая процессы, протекающие в живых организмах, следует обратить внимание на отличия этих организмов от неживых тел. Таких важнейших отличий несколько:
Перечислим основные признаки живых организмов:
1. Особенности химического состава – наличие белков и нуклеиновых кислот.
2. Клеточное строение.
3. Обмен веществ, энергией и информацией с окружающей средой.
4. Способность к воспроизведению, размножению, наследственность.
5. Способность к приспособлению, адаптации или саморегуляции в изменяющихся условиях среды.
6. Способность движения.
7. Способность к росту, развитию и эволюции.
8. Способность к взаимодействию со средой, раздражимость.
Каждый из перечисленных в отдельности признаков проявляется и в неживой природе (например, растут и размножаются кристаллы). Однако только живое обладает совокупностью всех перечисленных свойств.
Исторически важными, хотя неверными практически, стали представления немецкого ботаника М.Шлейдена о формировании новых клеток. В 1838 г. он сформулировал теорию цитогенеза (от греч. цитос - клетка и генезис - происхождение), согласно которой новые клетки образуются в старых.
Опираясь на работы М.Шлейдена, немецкий биолог Т.Шванн провел сравнительное изучение тканей животных и растений. Это позволило ему создать в 1839 г. клеточную теорию, главные положения которой справедливы до сих пор. Благодаря этому Т.Шванн считается основоположником этой теории, согласно которой все организмы имеют клеточное строение, а клетки животных и растений имеют принципиальное сходство строения и формирования. Третье положение клеточной теории Шванна постулировало, что деятельность многоклеточного организма представляет собой сумму жизнедеятельности его отдельных клеток.
Читать дальше
1) Альбертс Б., Брей Д., Льюис Д. Ж. и др. Молекулярная биология клетки - В 3-х т. Пер. с англ. Г.: Мир, 1994.
2) Боген Г. Современная биология. Пер. с нем. - М.: Мир, 1999.
3) Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие. -М.: Высш. шк., 1998. - 383 с.
4) Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов / Татьяна Яковлевна Дубнищева. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
5) Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с. (в пер.)
6) Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.
Читать дальше