Введение 3
1. Общая характеристика теологической теории происхождения права 5
2. Современная интерпретация теологической теории образования права 8
3. Критика положений теологическая теория происхождения права 18
Заключение 26
Список использованных источников 28
Читать дальше
Теологическая теория происхождения права получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности право и государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал права, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
Утрата веры у населения государства, критика роли церкви, популяризация идеи светского государства, которое, на наш взгляд, создать абсолютно невозможно, с конца XVIII в. стали причиной появления массового правового нигилизма, роста количества тяжких преступлений, создания тоталитарных режимов, начала мировых войн. Теоретики государства и права не должны бояться упреков в религиозной пропаганде. Задача настоящего времени - обратить внимание современного человека не только на свои права и привилегии, материальное благополучие, но и позволить увидеть "право как проявление духа и свободы", поверить в ценность права, поверить в силу личной свободы, избежать "крушения права, государственности и духовной культуры", очистить и обновить свое правосознание.
Итак, теологическая теория государства и права по-прежнему актуальна в качестве компромиссного, антикризисного варианта решения многих государственно-правовых проблем при взаимодействии разнонаправленных правовых систем и политических сил.
Читать дальше
Теологическая теория происхождения права получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности право и государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал права, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
Утрата веры у населения государства, критика роли церкви, популяризация идеи светского государства, которое, на наш взгляд, создать абсолютно невозможно, с конца XVIII в. стали причиной появления массового правового нигилизма, роста количества тяжких преступлений, создания тоталитарных режимов, начала мировых войн. Теоретики государства и права не должны бояться упреков в религиозной пропаганде. Задача настоящего времени - обратить внимание современного человека не только на свои права и привилегии, материальное благополучие, но и позволить увидеть "право как проявление духа и свободы", поверить в ценность права, поверить в силу личной свободы, избежать "крушения права, государственности и духовной культуры", очистить и обновить свое правосознание.
Итак, теологическая теория государства и права по-прежнему актуальна в качестве компромиссного, антикризисного варианта решения многих государственно-правовых проблем при взаимодействии разнонаправленных правовых систем и политических сил.
Читать дальше