Итак, Россия входит в число стран с самым либеральным законодательством по отношению к аборту. Статья 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ФЗ №5487-1 от 22.07.1993) гласит: «Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности».
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения и социального развития, а перечень социальных показаний - Правительством. Нельзя, однако, утверждать, что с репродуктивными правами в России все благополучно. Вообще государственная политика, продвигающая идеологию ответственного родительства, то есть рождения желанных детей при помощи методов планирования семьи, а не аборта, могла бы значительно ускорить переход «от аборта к контрацепции», то есть к более цивилизованному способу контроля рождаемости.
Но в нашей стране отношение к планированию семьи было и остается двусмысленным, и политика в отношении репродуктивных прав за последние двадцать лет менялась. В начале 1990-х годов на волне демократических преобразований в России была принята Федеральная целевая программа «Планирование семьи», получившая в 1994 году статус президентской (в рамках программы «Дети России», Указ Президента РФ от 18.08.1994 №1696). Программа была призвана коренным образом изменить отношение к репродуктивным правам в обществе и создать условия для реализации этих прав. В годы действия программы впервые в России была создана служба планирования семьи в виде сотен центров планирования семьи и репродукции в ведении Министерства здравоохранения. Были организованы курсы подготовки и повышения квалификации специалистов. Велась значительная работа по повышению сексуальной культуры населения, предусматривалось создание и внедрение программ сексуального образования подростков. Успехи программы трудно отрицать – уровень абортов и материнской смертности стали быстро снижаться. Однако принимаемые меры встретили активное сопротивление определенной части общества, против программы была развернута кампания, которая нашла поддержку в Государственной Думе РФ, и уже в 1998 году ее финансирование было исключено из государственного бюджета. Разработанные программы сексуального образования в школах так и не были введены. Число абортов продолжало снижаться и после сворачивания программы «Планирование семьи», но более низкими темпами.
Миф о том, что регулирование рождаемости является синонимом её ограничения, а широкий доступ к методам контрацепции приводит, якобы, к снижению рождаемости и депопуляции, широко распространен как на уровне обывателя, так и на уровне лиц, принимающих решения. Возобновление программы, подобной «Планированию семьи», сегодня, в условиях провозглашенного государством пронаталистского курса, вряд ли возможно; наоборот, созданные в 1990-е годы центры планирования семьи и репродукции постепенно закрываются из-за недостаточного финансирования. Общее направление политических решений последних лет в области снижения уровня абортов – это ограничение их доступности. О продвижении альтернативных аборту способов регулирования рождаемости почти не говорится.
Вопросы регулирования рождаемости волновали человечество всегда. Поиском методов контрацепции и прерывания беременности занимались ещё врачи древнего мира. На протяжении всей истории человечества аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, философии, юриспруденции и теологии.
В настоящее время аборты легализованы более чем в 50 странах мира, но существует достаточно много ограничений на их производство, иногда их разрешают только в исключительных случаях.
С точки зрения морали аборт - всегда трудный, мучительный моральный выбор.
Женщина, идущая на аборт, не задумывается о том, что может быть навсегда лишается себя счастливой возможности стать матерью... И не надо надеяться на чудеса современной науки, позволяющей зачатие в пробирке. Подумайте, какую цену Вы заплатите? Речь не идет о материальной стороне вопроса: по статистике, лишь 15 % всех искусственно оплодотворенных женщин могут выносить и родить ребенка. При чем не каждой удается сделать это с первого раза. Вереница пустых попыток оплодотворения, выкидыши, боль, отчаяние, силы, время... Есть то, что намного дороже денег!
Прерывание беременности - это всегда плохо. Потеря ребенка - это всегда плохо. Искусственный аборт, независимо от того, к каким из методов вы воспользовались, - тоже плохо.
Если доктор после аборта говорит вам, что у вас еще будут дети - он врет. На самом деле есть два исхода - абсолютно равновероятные: либо у вас дети будут, либо нет. И какая вам выпадет судьба - одному Богу известно.