ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 6 1.1. Понятие и специфика феномена эмоциональной регуляции 6 1.2. Компоненты эмоциональной регуляции поведения 14 Выводы по главе 1 17 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И МОЛОДОГО ВОЗРАСТА 18 2.1. Организация и планирование эмпирического исследования 18 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 21 Выводы по главе 2 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33 ПРИЛОЖЕНИЕ А 35 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36 ПРИЛОЖЕНИЕ В 37 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 38

Различие эмоциональной регуляции людей пожилого от молодого возраста

курсовая работа
35 страниц
83% уникальность
2014 год
52 просмотров
Борисова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 6 1.1. Понятие и специфика феномена эмоциональной регуляции 6 1.2. Компоненты эмоциональной регуляции поведения 14 Выводы по главе 1 17 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И МОЛОДОГО ВОЗРАСТА 18 2.1. Организация и планирование эмпирического исследования 18 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 21 Выводы по главе 2 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33 ПРИЛОЖЕНИЕ А 35 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36 ПРИЛОЖЕНИЕ В 37 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 38
Читать дальше
Актуальность темы исследования заключается в интересе к роли эмоционально-волевой регуляции у людей разных возрастных групп, в данном случае пожилых и молодых, и в оптимизации функционирования регуляторных процессов в социальном взаимодействии. Психологическое изучение черт личности является актуальным не только с теоретической, но и с практической точки зрения. С одной стороны, оно позволяет раскрыть психологические механизмы функционирования свойств личности, a с другой - разработать программы их развития и коррекции. В современном обществе достаточно актуальна проблема «отцов и детей», что говорит о непонимании друг друга этих двух возрастных категорий. Моя задача – показать насколько различаются эмоционально-регуляторные способности людей преклонного возраст от данной функции у молодого поколения. Объектом исследования являются эмоциональная регуляция. Предметом исследования выступает различие эмоциональной регуляции людей пожилого и молодого возраста. Цель исследования – провести анализ эмоционально-волевой регуляции деятельности в социальном взаимодействии; выявить роль эмоций в функционировании волевой регуляции; выявить типы и виды эмоционально-волевой регуляции. Задачи исследования: 1. Проанализировать основные направления современных исследований эмоциональной регуляции в социальном взаимодействии и выявить теоретические и методологические подходы к ее изучению.


Вас интересует где можно заказать написание курсовой работы по строительству? Work5 - вот ответ на ваш вопрос! Наши авторы выполняют самые качественные курсовые работы.


. 2. Выявить структуру эмоциональной регуляции деятельности. Рассмотреть общие структурные особенности эмоционально-волевой регуляции с учетом ее функционирования в социальном взаимодействии в различные возрастные периоды. 3. Выявить возрастную динамику компонентного состава структуры эмоционально-волевой регуляции деятельности. 4. Определить личностные детерминанты эмоционально-волевой регуляции деятельности. Выявить роль эмоций в механизме влияния личностных особенностей на регуляторный процесс. Основная гипотеза исследования заключается в том, что эмоционально-волевая регуляция представляет собой сложную систему. Эмоционально-волевая регуляция у пожилых людей значительно ниже, чем у более молодого поколения. Данное положение конкретизируется в приведенных ниже частных гипотезах: 1. Эмоциональный компонент системы эмоционально-волевой регуляции является индикатором и условием ее эффективного функционирования. 2. Анализ структуры волевой регуляции позволит выявить ее эмоциональный компонент и обнаружить включенность эмоционально-волевой регуляции в систему социального взаимодействия. 3. На формирование эмоционально-волевой регуляции молодых оказывают влияние параметры социального взаимодействия в семье, которые, в свою очередь, зависят от параметров эмоционально-волевой регуляции у пожилых 4. Эмоционально регуляция имеет возрастную динамику. 5. Эмоциональная регуляция любой возрастной группы зависит от индивидуально-психологических различий человека: экстраверсии и интроверсии. Основными методами исследования являются: 1)Теоретический анализ. Сравнительный анализ психологической, философской, медицинской научной литературы. 2)Практический анализ. Методы практической психодиагностики: • Личностный тест Кеттела 16PF. • Миннесотский многоаспектный личностный опросник (модификация «Мини-мульт»). • Личностный опросник Айзенка (MPI) Методы математической статистики: • Статистический критерий Стьюдента. • Критерий ранговой корреляции Спирмена. • Описательная статистика. Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две основные главы, заключение, а также список использованных источников и приложения.

Читать дальше
Функциональная роль эмоциональных процессов складывается в онтогенезе постепенно, по мере освоения ребёнком социального и предметного содержания и выражается в виде системы надстраивающихся друг над другом базовых компонентов и функций эмоциональных проявлений. Процесс развития эмоциональной регуляции поведения включает в себя постепенное появление и усложнение базальных эмоциональных блоков, изменение содержания переживаний и их функциональной роли в онтогенезе, опосредствование эмоциональных реакций социальным и предметным содержанием. Изучением особенностей становления эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе занимались такие отечественные учёные, как Л. С. Вы-готский (1983), Б. И. Додонов (1978), А. В. Запорожец (1986), С. А. Козлова (2003), А. Д. Кошелёва (1985), А. Н. Леонтьев (1984), Я. 3. Неверович, О. А. Шаграева, (2003), Г. А. Широкова (2005) и другие. Проблема эмоциональной регуляции целенаправленного поведения имеет мультидисциплинарный характер, что подтверждает ее сложный и комплексный характер. По А.Н. Леонтьеву, эмоции и чувства всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят. Если отчет о чувствах человека является указанием на возможную деятельность, поведение, то реализация этого поведения будет подтверждать правильность субъективного отражения чувств «эмоциональная регуляция», характеризующие его как психический феномен. Выявление общих и специфических закономерностей эмоциональной регуляции целенаправленного поведения личности, позволяющие повысить эффективность психологического воздействия, для реализации ее потенциала социальной адаптации. при этом эмоциональная регуляция целенаправленного поведения впервые выступит в качестве самостоятельной психологической проблемы, которая решается в аспекте личностно-ориентированного подхода, основанного на признании каждого человека, страдавшего эмоциональным расстройством, субъектом био-психо-социального процесса и утверждающего необходимость создания оптимальных условий для развития его личности. С целью исследования различий в уровне выраженности эмоциональной регуляции людей пожилого и молодого возраста нами организовано эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование включает в себя следующие основные этапы: 1. Отбор и обоснование диагностических средств исследования. 2. Формирование групп исследования. 3. Осуществление процедуры психодиагностики особенностей эмоциональной регуляции 4. Анализ результатов эмпирического исследования. Обратимся к характеристике указанных этапов эмпирического исследования. В настоящем эмпирическом исследовании нами использованы следующие психодиагностические методики: 1. Личностный тест Кеттела 16PF. 2. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (модификация «Мини-мульт»). 3. Личностный опросник Айзенка (MPI) Всего в исследовании приняло участие по 15 представителей двух указанных групп. Группу представителей молодежи составляло 7 представителей мужского пола и 8 представителей женского пола в возрасте от 20 до 25 лет (средний возраст – 23,53). Группу представителей лиц пожилого возраста составляют 7 мужчин и 8 женщин в возрасте от 61 до 74 лет (средний возраст – 67,93). На основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы: 1. Уровень эмоциональной регуляции поведения у пожилых людей сравнительно ниже, чем у представителей молодежи. Вместе с тем, показатели стабильности и интроверсии у данной категории выражены больше. 2. Показатели эмоциональной регуляции характеризуются возрастной динамикой. Так, более высокий уровень эмоциональной регуляции имеют молодые люди, тогда как к пожилому возрасту данные показатели снижаются. 3. Показатели эмоциональной регуляции коррелируют с показателями экстраверсии-интроверсии и нейротизма-стабильности. 4. Уровень эмоционально-волевой регуляции связан с социальной ситуацией развития, уровнем социальных контактов и, по-видимому, с особенностями семейных взаимоотношений. Таким образом, основная гипотеза исследования получает подтверждение, то есть что эмоционально-волевая регуляция представляет собой сложную систему. Эмоционально-волевая регуляция у пожилых людей значительно ниже, чем у более молодого поколения.
Читать дальше
1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности : Учебное пособие для вузов/ Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2001.-301 с. 2. Бреслав, Г. М. Предметность эмоциональных явлений / Г. М. Брес-лав // Вестник Московского университета. - 1977. - № 4. - С. 3-11. 3. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. Соч.: В 6 т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1982. - 328. 4. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 90-318. 5. Вилюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В. К. Вилюнас // Психология эмоций: - М., 1984. - С. 3-28. 6. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. -М.: Книжный дом ун-т: Высш. школа, 2002. - 400 с. 7. Елфимова, Н. В. Функции эмоций в создании мотивационного компонента деятельности / Н. В. Елфимова // Эмоциональная регуляция учебной дея-тельности.: - М., 1987. - С. 24-31. 8. Запорожец, А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности / А. В. Запорожец // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. Съезду психологов СССР. - М., 1977. - С. 62. 9. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, психологические исследования / А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, А. Д. Кошелёва / под ред. А. В. Запорожец. / НИИ дошкольного воспитания Акад. Пед наук СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с. 10. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб., 2008. 11. Изард Кэрролл Э. Психология эмоций. СПб., 2008. 12. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.-752 с. 13. Кошелёва, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелёва, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева / под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 176 с. 14. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с. 15. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье; пер с англ. М. Васильева, С. Комаров и др. - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с. 16. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. / под ред. В. В. Лебединского. - М.: изд-во МГУ, 1990. - 517 с. 17. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 18. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с. 19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. - 720 с. 20. Стрелкова, Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка / Л. П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / под ред. А. В. Кошелёвой. - М.: Просвещение, 1985.- 176 с. 21. Хомская, Е. Д. Мозг и эмоции / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. -М.: Изд-во МГУ, 1992.-464 с. 22. Thompson, R. A. Emotion and self-regulation / R. A. Thompson // Nebraska Symposium on Motivation, 1990. - P. 367-467.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image