Введение 3
1 Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности, ее место в системе институтов конституционного права 4
2. Виды и формы конституционной ответственности в российском законодательстве. Субъекты конституционной ответственности 10
3. Основания конституционно-правовой ответственности 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Читать дальше
Своеобразие и однородность конституционно-правовых отношений по поводу конституционно-правовой ответственности позволяют рассматривать конституционно-правовую ответственность как институт конституционного права. Этот институт является универсальным, поскольку выступает одним из важнейших элементов конституционно-правового статуса почти всех субъектов конституционного права, приобретая различные правовые формы.
Институт конституционно-правовой ответственности отличается от многих других институтов конституционного права богатством правового содержания. Это связано с тем, что меры, основания, субъекты и механизмы реализации конституционно-правовой ответственности по форме и содержанию крайне разнообразны.
Субъектами конституционно-правовой ответственности выступают как физические лица, так и коллективные образования; уголовной — только физические; административной — физические и юридические лица. Физические лица как субъекты конституционно-правовой ответственности представлены гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, должностными лицами и др. В качестве коллективных образований выступают государственные органы, негосударственные органы и объединения и др.
Круг субъектов, уполномоченных применять меры конституционно-правовой ответственности, достаточно широк: органы законодательной, исполнительной, судебной власти местного самоуправления; должностные лица; граждане и др. Количество видов субъектов конституционно-правовой ответственности больше, чем при любом другом виде юридической ответственности.
Меры конституционно-правовой ответственности (конституционно-правовые санкции) не совпадают с наказаниями за преступления и административными наказаниями, установленными за административные правонарушения. В частности, лишение прав допускают как уголовное и административное, так и конституционное право. Однако в ряде случаев применение уголовных или административных санкций невозможно в силу различных конституционно-правовых иммунитетов (которыми обладают, например, глава государства или парламентарии).
Принудительный характер юридической ответственности применительно к конституционно-правовой ответственности проявляется не только в государственном принуждении, но и в ином приравненном к нему публичном (общественном) принуждении.
Можно выделить следующие основания конституционно-правовой ответственности – конституционно-правовые деликты.
1) Нарушение конституции, посягательство на конституционный строй.
2) Нарушение закона (иных конституционно-правовых актов), невыполнение судебных решений.
3) Нарушение (несоблюдение) прав и свобод человека и гражданина.
4) Нарушение (отклонение, принесение с оговоркой) присяги.
5) Невыполнение (ненадлежащее исполнение) конституционных обязанностей.
6) Злоупотребления правами (полномочиями).
7) Утрата доверия.
8) Нарушение требований о несовместимости мандата.
9) Недостойное (неэтичное) поведение.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2014, в "Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851.
2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 3.
3. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012, с изм. от 22.04.2013) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, N 21, ст. 1919.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея // Собрание законодательства РФ. 2002. N 15. Ст. 1497.
6. Гаджиев Г.А. Конституционные основы юридической ответственности и конституционно-правовая ответственность // Журнал российского права. 2014. N 1. С. 7 - 15.
7. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Л.В. Андриченко и др.]; под ред. В.А. Виноградова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 551 с. С. 43.
8. Трофимова Г.А. Основные подходы к определению оснований конституционно-правовой ответственности федеральных органов государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 17 - 22.
Читать дальше