Введение 2 1 глава. Автобиографическая проза в произведении Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы» 5 2. глава. Автобиографическая проза в произведении А.Толстого «Детство Никиты» 14 Заключение 20 Список используемой литературы 23

Автобиографическая проза в детских рассказах Николая Гарина-Михайловского "Детство Темы" и Алексея Толстого"Детство Никиты"

курсовая работа
30 страниц
88% уникальность
2014 год
158 просмотров
Федотова Е.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1 глава. Автобиографическая проза в произведении Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы» 5 2. глава. Автобиографическая проза в произведении А.Толстого «Детство Никиты» 14 Заключение 20 Список используемой литературы 23
Читать дальше
Данная курсовая работа посвящена изучению автобиографической прозе – детским повестям Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и А. Толстого «Детство Никиты».


Спешите заказать дипломную работу цена в Краснодаре вам точно понравится.


. Автобиография – особое жанровое образование. Корни происхождения слова автобиография: autys – сам, bios – жизнь, gpaho – пишу. Писатель стремится осмыслить свою жизнь как часть общенародной жизни, в то же время это путь познания самого себя. В русскую литературу жанр автобиографии проник позже, чем в зарубежную, но прочно здесь укрепился. Автобиографичные произведения привлекают читателей своей глубиной осмысления, принципом типизации, композиции, изобразительными средствами, языком. В настоящее время сохраняется недостаток литературоведческих работ по изучению жанра автобиографической прозы. К автобиографической прозе можно отнести и: - записки, - мемуары, - автобиографическую повесть, - мемуарно-биографический роман, - воспоминания, - повествования о детстве и т.д. Цель нашей работы: выявить особенности автобиографической литературы на примере произведений Н.Г. Гарина-Михайловского и А. Толстого. Объектом исследования являются автобиографические повести о детстве Н.Г. Гарина-Михайловского и А. Толстого. Материал исследования: повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы», повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты». Задачи исследования: 1.Провести анализ литературоведческой, критической литературы по теме исследования с целью определения термина «автобиографическая проза» и определения особенностей автобиографической литературы. 2.Отобрать материал, способствующий анализу специфических произведений А.Н. Толстого и Н.Г. Гарина-Миайловского, выявлению понимания произведений, их идеи и смысла. При работе мы учитывали биографический материал о писателях и сравнивали его с произведениями «Детство Темы» и «Детство Никиты», искали отражение жизненных обстоятельств писателей в их повестях. Так же мы решали вопрос о жанровой специфике произведений. Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: 1. Теоретический, или описательный. 2. Социолого-педагогический. Методологической базой для написания данной работы послужили труды известных литературоведов Н.А. Николиной, Г.Г. Елизаветиной … Теоретическая значимость работы определяется обобщенностью сведений о произведениях Н.Г. Гарина-Михайловского и А. Толстого. Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования её выводов в практике школьного и вузовского преподавания литературы. Актуальность работы связана с недостаточной изученностью материала критике и литературоведении. В работе нами обобщены и систематизированы теоретические аспекты изучения автобиографической прозы. Автобиография изображает процесс духовно-нравственного развития личности автора. О своем детстве пишет человек зрелый, умудренный опытом. В своем произведении он обращает внимание на приметы времени, что составляет важную часть в тексте. Еще одно отличие – достоверность и откровенность изображения, саморефлексия автора. Многие автобиографии носят открыто исповедальный характер, в произведениях авторы осуждают себя за проступки и ошибки прошлого. В ХХI веке появились новые подходы к изучению биографии: - это произведение, написанное главным действующим лицом, - это точка зрения писателя на свою жизнь, - это правдивая запись, - это история личности, написанная ей самой и соединенная в целое, - это разновидность истории, Некоторые исследователи выделяют объективную и субъективную автобиографию или пророческую биографию . В рамках нашего исследования мы хотели бы все же остановиться на феномене детства, на том, как показано это время в автобиографических произведениях Н. Г. Гарина-Михайловского и А. Н. Толстого. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Читать дальше
Целью данного исследования являлось выявить особенности автобиографической литературы на примере произведений Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и А. Толстого «Детство Никиты». Эти произведения во многом похожи: повествуют о детстве мальчиков и имеют автобиографическую основу. Произведения создавались примерно в одно время. Произведение Гарина-Михайловского написано в конце ХIХ века, а повесть А. Н. Толстого написана в начале ХХ века. Обе повести опираются на традиции русской классической литературы. Жанр автобиографической литературы был очень популярным на рубеже веков, как и тема детства. О детстве писали Л.Н. Толстой, С. Аксаков, А.П. Чехов, М. Горький, Л. Андреев, И.А. Бунин и многие другие писатели. Писатели, которые обращались к теме детства, были уже взрослыми людьми, обращаясь к прошлому они пытались ответить, правильный ли путь выбрали, много ли совершили ошибок, состоялся ли их личностный рост. Это глубокие личные переживания, часто они носили исповедальный характер. Автобиографическая проза сближается с мемуарами, потому что для русских писателей всегда была интересна общественная жизнь, исторические судьбы. Многие писатели обращаются к теме детства, но делают это по-своему. Например, писатель Н.Г. Гарин-Михайловский создает произведение о Теме – о себе самом, и его автобиографическое художественное произведение лишено идеализации. Он подробно описывает жизнь мальчика (себя самого в детстве), хотя о том, что главный герой автобиографичен мы узнаем лишь из воспоминаний писателя. Повестование ведется от третьего лица. Тема в первой части тетралогии совершает различные поступки: и хорошие, и плохие. Например, то, что он обманывает родителей и подставляет друга – плохо, но герой действует часто из лучших побуждений и постепенно учится честности и правдивости. Автор всегда на стороне своего героя, потому что понимает, что Теме предстоит пройти нелегкий путь. В детстве мы сталкиваемся с разными проблемами: взрослые не понимают, лишают свободы, заставляют учиться, есть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, друзьями. Теме придется многому научиться и через большие трудности пройти. В последующих частях тетралогии Артемий становится рабочим человеком. Сказалось представление писателя об идеальном человеке. Гарин-Михайловский считал, что человека может исправить труд и работа над собой. Гарин-Михайловский создавал свое произведение, когда в стране только начинались революционные брожения. Он жаждал перемен, преобразования общества, видел в центре внимания нового человека в истории. У него были во многом утопические представления о преобразовании страны, что и прослеживается в его тетралогии. Гарин-Михайловский не писал об идеальном дворянском воспитании, свои надежды он возлагал на интеллигенцию, поэтому и его главный герой любит читать. Писатель открыто заявлял о будущем изменении устройства мира. Писатель был еще жив, когда произошла революция 1905 года, но последующие события и изменения в стране ему наблюдать не пришлось. Скорее всего, он был бы не рад произошедшему, и может быть, если бы писал о своем детстве, описал бы его по-другому. Это произошло с другим писателем А.Н. Толстым. Он был почти на 30 лет моложе Гарина-Михайловского, и наблюдал революцию 1917 года и последующие события. А.Н. Толстой эмигрировал из страны, но потом вернулся в Россию и даже смог наладить отношения с советским правительством. Но произведение «Детство Никиты» он создавал будучи в эмиграции. В произведении отражена судьба самого писателя, несмотря на то, что он посвящает произведение сыну. Толстой грустит об утраченной родине, дворянстве, родовом гнезде. Он переживает потерю земли, связи, родства, поэтому на чужой земле изображает жизнь на родине и свое детство идеалистически. Теперь его детство обрело мифологические черты, стало прообразом райской жизни. Таким образом, на отношение к детству и прошлому повлияла действительность. И Гарин-Михайловский, и А. Толстой относятся к детству как ценности, особой поре в жизни человека. Своими автобиографическими произведениями они попытались передать читателям свой личностный жизненный опыт. Произведения А.Н. Толстого и Н.Г. Гарина-Михайловского повлияли и на современных писателей ХХI века. Например, совсем недавно вышла замечательная книга Бориса Минаева «Детство Левы», написанная под влиянием анализируемых писателей. Однако современная литература направлена по большей части на то, чтобы развлечь и рассмешить читателей, дидактическое и воспитательное начало уходит из детской литературы России. Книга Б. Минаева составляет исключение. Таким образом, находим продуктивным изучение автобиографической прозы классиков, особенно в детском возрасте. Книги носят дидактический, воспитательный характер, помогают детям понять самих себя в маленьком возрасте, а взрослым помогают взглянуть на себя со стороны.
Читать дальше
1. Бронская Л.И. Русская идея в автобиографической прозе русского зарубежья: И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, М.А. Осоргин. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.- 100 с. 2. Бронская Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья первой половины XX века (И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, М.А. Осоргин). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 120 с. ' 3. Варламов А. Н. Алексей Толстой. Биография. — М.: Эксмо, 2009. — 736 с. 4. Варламов А. Н. Алексей Толстой. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 624 с. — (Жизнь замечательных людей). 5. Венгеров С. А., Алексей Толстой (критико-биографический очерк) в кн.: Полн. собр. сочин. Т., изд. А. Ф. Маркса, т. I. СПБ, 1907. 6. Вершинина Н.Л. Идиллические мотивы в русской прозе 1830 1850-х годов // Русская словесность. - 1998. - № 5. - С. 25-30. 7. Гарин-Михайловский 1957 Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. Гимназисты // Собр. соч.: в 5 тг. Т.1. М.,1957. 8. Гордович К.Д. Н.Г. Гарин-Михайловский и писатели-современники. Хабаровск, 1984. 9. Гордович К.Д. Типологическое и индивидуальное в автобиографических повестях Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы» и «Гимназисты»// Типологическая общность и индивидуальное своеобразие писателя. Тула, 1984. 10. Горький М. О Гарине-Михайловском// Собр. соч.: В 30 тт. Т. 17. М.,1952. 11. Грачева А.М. «Семейные хроники» начала XX века.// Русская литература. - 1982. - № 1. 12. Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров. //Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982. 13. Елизаветина Г.Г. Традиции русской автобиографической повести о детстве в творчестве А.Н. Толстого // А.Н. Толстой: Материалы и исследования. М., 1985. С. 120-140. 14. Есаулов И.А. Праздники. Радости. Скорби. Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. 1992. - № 10.1. C. 232-242. 15. Ефимова Е.С. Священное, древнее, вечное. Мифологический мир «Лета Господня» // 16. Иокар Л. Гарин-Михайловский и Горький //Горьковские чтения. М.,1966. 17. Иваницкая Е. Потерянное детство? // Знамя. 2000. - № 3. -С. 227-229. 18. Кирюхина Е.М. Формирование творческой индивидуальности А. Толстого периода революции («Граф Калиостро»)// А.Н. Толстой: Материалы и исследования. Куйбышев, 1983. С. 38. 19. Краснова Л.В. Н.Г. Гарин-Михайловский - видный представитель критического реализма в русской литературе конца XIX - начала XX века. Дис. канд. филолог, наук. Львов, 1958. 20. Колос В.М. К вопросу о творческих взаимоотношениях М.Горького и Гарина-Михайловского //Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1971. № 1. 21. Колос В.М. К вопросу о концепции образа главного героя в тетралогии Н.Г. Гарина-Михайловского// Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Сб.2. Калуга, 1970. 22. Котляревский Н. Старинные портреты. СПБ, 1907. 23. Крылова Марина Анатольевна. Автобиографическая тетралогия Н. Г. Гарина-Михайловского ("Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры"): Проблема жанра: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Нижний Новгород, 2000.- 228 с. 24. Курышева Н.Д. Творческий путь Н.Г. Гарина-Михайловского. Дис. . канд. филолог, наук М.,1955. 25. Литвиненко А.А. Анализ художественного времени в повести Гарина-Михайловского «Детство Темы» // Анализ художественного текста. Йошкар-Ола, 1991. - С. 78-88. 26. Муратов А. Примечания //Гарин-Михайловский Н.Г. Избранные сочинения. М.,1986. 27. Николина Н.А. Жизнь человека в детстве //Русская речь. 1981. № 5. 28. Письма 1970-Письма Н.Г. Гарина-Михайловского к жене и сыну с Дальнего Востока // Сибирские огни. 1970. № 12. 29. Полянская М. Три отрывка об Алексее Толстом из книги «Флорентийские ночи в Берлине. Цветаева, лето 1922», М.: 2009. 30. Прокопьев В.В. Тетралогия Н.Г. Гарина-Михайловского. Дис. канд. филолог, наук. М.,1964. 31. Рыбаков В. Итоги благополучного детства (О произведениях писателя Н.Г. Гарина-Михайловского) // Семья и школа. 1977. - № 3. -С. 47-50. 32. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в. (Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»), Волгоград: Перемена, 2002. - 283 с. 33. Свердлов М. Детская непосредственность А.Н. Толстого // Литература. 1998. - № 34. - С. 2-4. 34. Тарасов Б.Н. Детство в творческом сознании русских писателей // Литература в школе. 35. Толстая-Крандиевская Н. В. Я вспоминаю // Прибой: альм. Л. 1959. 36. Туманян Л.А Н.Г. Гарин-Михайловский (Жизнь и творчество). Дис. канд. филолог, наук. Л.,1952. 37. Хренова О.М. Изучение "Детства Никиты" А.Н. Толстого в 5 классе"// Литература в школе. 1999. № 7. С. 84. 38. Чуковский К. Алексей Николаевич Толстой (Из воспоминаний) // «Москва», № 4, 1964. 39. Юдина И.М. Гарин-Михайловский: Жизнь и литературно-критическая деятельность. Л.,1969. 40. Чуковский К. Современник. М.: Молодая гвардия. 1967. – 590 с. (жизнь замечательных людей)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image