Введение 1. Понятие эмоционального выгорания 2. Особенности выгорания у учителей общеобразовательных школ 3. Способы профилактики и терапии эмоционального выгорания в условиях школы Заключение Библиография

"Эмоциональное выгорание у учителей общеобразовательных школ"

курсовая работа
25 страниц
81% уникальность
2014 год
107 просмотров
Левченко В.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 1. Понятие эмоционального выгорания 2. Особенности выгорания у учителей общеобразовательных школ 3. Способы профилактики и терапии эмоционального выгорания в условиях школы Заключение Библиография
Читать дальше
В 70-х годах ХХ века исследователи обратили внимание, что у лиц, которые заняты в различных сферах коммуникативной деятельности (педагоги, врачи, работники социальных служб, психологи, менеджеры) часто встречается состояние эмоционального истощения. На определенном этапе своей деятельности у них неожиданно утрачивается интерес к ней, отношение к своим обязанностям становится формальным, появляются конфликты с коллегами по непринципиальным вопросам. Часто в дальнейшем у них могут развиваться невротические расстройства и соматические заболевания. Было обнаружено, что эти изменения были следствием длительно воздействия профессионального стресса. Американским психиатром H.Frendenberger в 1974 г.


У Work5 вы можете заказать написание дипломных работ на заказ в Сургуте и посвятить время тому, что нраивтся вам.


. был описан феномен и дано ему название «burnout», охарактеризовав психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с другими людьми в атмосфере эмоциональной нагрузки при оказании профессиональной помощи, в отечественной психологии он переводится как «сгорание» или «выгорание». Изначально этот термин интерпретировался как состояние истощения, изнеможения с ощущением собственной бесполезности. [27] В современной психологии существует единое мнение о сущности эмоционального выгорания и его структуре. Социальный психолог C.Maslach в1976 г. дала такое определение этому состоянию: «это синдром физического и эмоционального истощения, включает формирование отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрата понимания и сочувствия в отношении к людям». [23] В последние годы очень остро встала проблема сохранения психического здоровья педагогов. Следствием перехода к личностно-ориентированным моделям образования является повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе (наличие рефлексии , регулирование своей деятельности при столкновении с трудностями в установлении контакта с учениками). Не каждый педагог способен выдержать психологическое и эмоциональное напряжение, так как к проблемам в профессиональной деятельности, как правило, добавляются трудности в личной, семейной жизни, проблемы в отношениях с коллегами и т. д. Тяжелые эмоциональные и физические нагрузки, необходимость постоянного поддержания своего профессионального уровня, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с узким кругом людей – все это усложняет жизнь педагога. В результате внутренних и внешних воздействий, педагог срывается от накопленного стресса, испытывает сильное физическое утомление, отдаляется от детей, от общения с ними, – возникает синдром эмоционального выгорания у педагогов. Последствия этого синдрома, который проявляется даже у отдельных учителей, имеет негативное воздействие на деятельность всего коллектива. Актуальность исследования заключается в том, что со стороны общества возрастают требования к личности педагога, т.к. профессия учителя является социально важной, а способность к эмпатии признается одним из важнейших качеств учителя. Исследованиями в области профессионального и эмоционального выгорания в зарубежной науке занимались: E. Aronson, M. Cole, S. Jakson, M.P. Leiter, C. Maslach, A. Pines, S. Walker и др., а в отечественной практике: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е.Орел, Е.С. Старченкова ,Т.В. Форманюк и др. Цель: исследование особенностей эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ. Задачи исследования: ? изучить научную литературу по проблеме исследования; ? рассмотреть особенности выгорания у учителей общеобразовательных школ; ? исследовать способы профилактики и терапии эмоционального выгорания в условиях школы. Объект исследования: учителя общеобразовательной школы. Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ. Гипотеза: Вероятность и степень эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ находятся в прямой зависимости от стажа работы педагога. Методы исследования: теоретический анализ по проблеме исследования, эмпирический метод с использованием методик: …, метод количественного и качественного анализа. (Это если будет практическая часть) Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.

Читать дальше
В ходе проведения теоретического анализа изученности проблем эмоционального выгорания нами было выявлено, что синдром эмоционального выгорания – это личностная деформация, как следствие напряженных отношений в системе «человек-человек» или эмоциональных затруднений, которая развивается во времени. Последствием выгорания могут быть как психосоматические нарушения, так и сугубо - психологические (когнитивные, эмоциональные, мотивационно - установочные) изменения личности. Развитие синдрома состоит из трех фаз: «тревожное напряжение», «резистенция», «истощение». Следует отметить «заразность» выгорания , оно может быстро распространяться в коллективе сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циничными, пессимистичными, их отличает негативизм. Своевременное обнаружение и профилактика профессионального эмоционального выгорания позволит предотвратить или вовремя оказать психотерапевтическую помощь сотруднику, подверженному этому синдрому. эмоциональное выгорание можно представить как приобретенную форму эмоционального, чаще профессионального, поведения в виде полного или частичного исключения эмоций, которое является ответной реакцией на психотравмирующие воздействия, характеризующееся моральным опустошением и профессиональной деформацией личности учителя, что находит проявление в негативных изменениях поведения, мышления, чувств и здоровья. По роду своей деятельности, педагоги подвержены воздействиям различных неблагоприятных факторов профессиональной среды и самого трудового процесса (высокие требования к профессионализму учителя, ответственность за учащихся, самоотдача, огромное количество контактов с разными людьми и др.). Изучив исследования, мы определили непосредственную связь вероятности и степени эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ и его педагогического стажа. Следовательно, поставленная нами цель исследования – достигнута, а гипотеза – подтверждена.
Читать дальше
Книги и учебники 1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И.А.Агеева. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с. 2. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А.Акиндинова, А.А.Баканова // Педагогические вести. – 2003. –№25. 3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П.Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 4. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения / В.В.Бойко. – СПб.: Речь, 1997. – 286 с. 5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В.Бойко. – СПб.: Питер, 2003. – 474 с. 6. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В.Борисова // ВП. – 2005. – №2. – С.96-104. 7. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова. – СПб.: Речь, 2006. – С.323–336. 8. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика. Психология профессионального здоровья / Н.Е.Водопьянова; Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – С.323–428. 9. Водопьянова Н.Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения / Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова; Под ред. Г.С.Никифоровой, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 322 с. 10. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов / Б.А.Вяткин // Вопросы психологии. – 2001. – №3. – С.70–78. 11. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина; Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. – СПб.: Питер, 1997. – 218 с. 12. Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И.В.Гроза // Успехи современного естествознания.-2009. – №10. – С.53 – 64. 13. Демьянчук Р.В. Эмоциональное выгорание учителя / Р.В.Демьянчук - М.: Просвещение, 2006. –138 с. 14. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие / Л.В.Куликов. – СПб.: Речь, 2000. – 182 с. 15. Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н.В.Лазарева // Школьные технологии. –2009. – №1. – С.171. 16. Ласовская Т.Ю. Профессиональное выгорание: Учеб.-метод. пос. / Т.Ю.Ласовская, С.А.Ильина. – Новосибирск: НГМУ, 2006. – 31 с. 17. Лужецкая А.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий системы «человек-человек» // Сибирский психологический журнал. – 2005. – №21. – С.150–153. 18. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива / К.Маслач. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 19. Мерзлякова Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального «выгорания» на учеников / Д.Р.Мерзлякова // Начальная школа + До и После. – 2007. – №8. – С.90 – 91. 20. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М.Митина, Е.С.Асмаковец. – М.: Флинта, 2001. – 192 с. 21. Молочкова И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: Учеб. пос. / И.В.Молочкова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2005. – 130 с. 22. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е.Орел. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с. 23. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е.Орел // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. - №1. – С.90 – 101. 24. Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Б.В.Кайгородова, Н.В.Майсак. – Астрахань: ИД «Астраханский университет, 2011. – 207 с. 25. Психология XXI века: Материалы международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Р.А. Березовской – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 484 с. 26. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979, – с. 123. 27. Сушенцова Л.В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика / Л.В.Сушенцова // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. – Йошкар-Ола, 2006. – С.190 – 198. 28. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В.Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С.57 – 64. 29. Чутко Л.С. Эмоциональное выгорание и управление стрессом / Л.С.Чутко – СПб.: Речь, 2009. – 114 с. Электронные ресурсы Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н.В.Самоукина. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2005/01/12/sindrom_professionalnogo_vygoranija.html
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image