В ходе проведения исследования мы пришли к таким выводам:
1. Уровень развития механизмов социокультурной регуляции — степень гуманизации человечества, показатель степеней формирования го социальности и культурности. Социокультурные регулятивы, реализованные в технологиях массовых коммуникаций, являются главным внутренним фактором формирования уникальных типов культурных связей в локальных этносах и социальных группах.
Очень четко в этом плане работает социальная журналистика, которая, внедряя социокультурные регулятивы в социальные коммуникации, формирует определенный типы мышления населения, который и определяет уровень его социальных потребностей.
2. Социальная проблема является категорией переменной, а определение сути социальной проблемы зависит от внешних факторов и часто дает неполную однозначную картину.
3. Обобщение и систематизация данных интерпроекции дают возможность утверждать, что вопрос о социальной информации непосредственно связан с информационными потребностями человека, которые ежедневно возникают в его жизнедеятельности.
Для того, чтобы успешно решить любую проблемную ситуацию, стоит найти сообщение о том, как это сделать. Ответом на коммуникативный запрос лица и потребность в новых данных достаточно часто удовлетворяют материалы на социальную тематику.
4. Газета, которая долгие годы была монополистом в сообщении новостей, в условиях широкого распространения электронных средств информирования оказалась в весьма затруднительном положении, из которого лучшие периодические издания находят свои пути выхода. Во-первых, газеты переориентируются на аналитическую информацию, основательно комментируют весомые новости. Проигрывая в оперативности, качественные газеты выигрывают в достоверности и компетентности, документальной точности (возможность сверить, вернуться еще раз к информации, запомнить цифру, фамилия и т.д.). Во-вторых, лучшие газеты, еженедельники стараются найти и сообщить такие новости, которых нет в официальных сообщениях информационных агентств, на экранах телевизоров и компьютеров. В худшем случае пытаются найти незамеченные нюансы, широкий взгляд на уже известные события.
5. Печатные периодические издания города Москвы очень мало внимания уделяют проблемам детей. Наиболее популярной группой являются публикации, которые говорят о сиротстве и усыновлении. Второй по популярности является группа публикаций, которые поднимают проблемы детей-инвалидов. Наименее популярна, но наиболее социально значима – тема преступности несовершеннолетних.
6. Тенденция к минимальному освещению социальной молодежной тематики, которая наблюдается в мировых СМИ, не теряет своей актуальности и в СМИ Росси. Анализ московских периодических изданий показал, что те проблемы, решение которых наиболее интересует современную молодежь, в СМИ не находят достаточного освещения.
7. Материалы по освещению гендерной проблематики подаются как «скандал», «взрыв», «казус», «иронический очерк», и т.п., то есть, в основном, должны привлечь внимание аудитории своим стилистическим, содержательным и эмоциональным пафосом. Для предоставления яркости заголовкам текстов журналисты часто подбирают можно более провокационные словосочетания, которые порой не соответствуют содержательным параметрам текста, но сами по себе повышают внимание и шокируют. То есть, гендерная проблематика в прессе подается как повод удивить, смутить, шокировать аудиторию.
8. Практически нет публикаций, которые бы освещали права и законодательное гарантирование этих прав носителям ВИЧ / СПИДа. Более того, за 2013-2014 гг. ни в одном издании мы не встретили материала, в котором разъяснялось бы, как соблюдать правила гигиены, чтобы не заразиться ВИЧ / СПИДом от родственника, который является его носителем. Нет ни одного материала с какими бы то ни было советами психологов, как побороть страх перед общением с человеко-носителем ВИЧ / СПИДа.
Такие вопросы должны освещаться в СМИ более тщательно, поскольку они, с одной стороны, дают возможность нормально жить носителям ВИЧ/СПИДа, а с другой, обучают людей правилам поведения с инфекционированными, которые могут быть гарантией того, что здоровый человек не заразится.
9. В современных условиях развития российского общества все более важное значение приобретает систематическая деятельность по популяризации социальных, национальных ценностей, достижения общественно полезных целей, привлечение внимания к проблемам в обществе и путей их решения. Таким образом, эффективным инструментом позитивного информационного воздействия становится социальная реклама, которая традиционно призвана изменить отношение населения к определенным социальным проблемам, а в дальнейшей перспективе способствовать формированию новых социальных ценностей.
Таким образом, можем утверждать, что гипотеза исследования о том, что социальная проблематика недостаточно освещена в современных СМИ. Основной акцент смещается на скандальность. А материалов с практическими советами (хотя бы правовыми) по решению конкретных проблем и ситуаций, очень небольшое количество.