Во всех теориях происхождения государства можно выделить общее, а именно – ученые каждой теории строят свои доказательства, исходя из потребностей тела человека, его биологической природы, уровня сознания. Например, хорошо известная теория происхождения государства на постсоветском пространстве – это материалистическая теория. Авторы данной теории К.Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В.Ленин (1870-1924) утверждают, что государство есть результат изменения социально-экономических отношений и способа производства. Потребностью тела человека, по данной теории, является частная собственность. Чтобы сохранить и увеличить частную собственность необходимо обладать политической властью. Именно власть и собственность способны удовлетворить биологические запросы человека. Достижение их строится на основе применения таких методов регулирования общественных отношений, как угнетения, принуждения, т.к. уровень сознания определяется удовлетворением желаний грубого физического тела. В основе этих отношений лежит разделение общества на два противоположных класса (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, рабочие и капиталисты), между которыми существует постоянная борьба за поддержание господства одного класса над другими. Что же движет человеком желать находиться в состоянии постоянной борьбы? Ответ на этот вопрос можно найти в других теориях происхождения государства. Так, психологическая теория обосновывает идею возникновения государства в связи со свойствами человеческой психики. Человеку свойственно вступать в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции, что является его биологической природой. Потребностью индивида является жить в коллективе, выступать в качестве авторитета или искать авторитет, чтобы следовать его указаниям или подражать как образцу, кумиру. удовлетворение чувства самореализации и признания человека в обществе составляет уровень сознания, т.е. человек на уровне ума и разума дает оценку своей значимости. Психологическая теория имеет определенные сферы соприкосновения, а именно, стремление повелевать всеми и подчиняться. Индивид подчиняется правителю, т.к. тот оберегает и направляет подданных, подобно отцу-наставнику, считает Конфуций (ок.551-479 до н.э.), раскрывая концепцию патриархальной теории. Аристотель (384-322 до н.э.), развивая эту теорию, считает, что в государстве все формы общения достигают своего завершения, особенно в отношении защиты, т.к. это суть потребности тела. Государство – это продукт естественного развития отношений, заложенных в первичных формах общения семьи. Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается генезис этой политической природы человека. Государство же – это политическое общение между свободными и равными. Поэтому люди подсознательно стремятся к образованию единой большой семьи. Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. Данная теория раскрывает такую сторону человека, как защита своих интересов через заботу других – членов его семьи. В этом особенность уровня сознания патриархальной теории происхождения государства.
Многообразие теорий происхождения государства обусловлено тем, что, во-первых, философы, мыслители, предлагавшие объяснения происхождение государства, жили в разные исторические эпохи и, потому они использовали разный объем накопленных человечеством знаний. Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученные исследовали для подтверждения своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием. В-третьих, авторы односторонне воспринимали окружающую действительность и не учитывали многие иные факторы, влияющие на процесс происхождения государства. В результате в литературе говорится о теологической, патриархальной, ирригационной, органической, психологической, договорной, классово-экономической теориях, теории насилия и многих других теориях происхождения государства.