Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1.Архитектор В.И. Баженов…………………...........................................5
Глава 2.Архитектор М. Ф. Казаков……………………………………………10
Глава 3. Архитектор И. Е. Старов……………………………………………..20
Заключение ……………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………………..25
Читать дальше
Крупнейшие творческие индивидуальности олицетворяют поколение русской художественной интеллигенции невиданного прежде склада. Эти люди чувствуют себя своими в искусстве нового времени. Они с самых первых шагов учения и до вершин творчества мыслят и работают исключительно в его сфере, вне воздействия Норм средневековья. Солидные, вполне современные познания и мастерство позволяют им уже в начале пути держать себя на равных со студентами Парижской академии, с английской, немецкой, датской художественной молодежью в Риме.
Дома, в России, у этого поколения складываются не встречавшиеся ранее отношения с обществом. Мастера стремятся публично прокламировать свои идеи и задачи, например, Баженов устно и письменно излагает мысли об архитектуре и роли зодчего, приурочивая выступление к торжеству закладки большого Кремлевского дворца в Москве.
В успехах русского искусства второй половины XVIII века не меньшую роль играют высота и благородство идеалов, которыми оно вдохновляется. Деятельность мастеров одушевляют гражданственность, патриотическая идея служения отечеству, сознание общественной предназначенности и действенности искусства, пафос прославления человечности и человека, восхищение красотой его тела, ума и чувств, тяга к гармонии, простоте, естественности.
Основу этих устремлений составляют идеи просветительства — течения, возникшего во Франции и быстро ставшего общеевропейским. Главное в нем — протест против деспотического произвола и утверждение ценности человеческого разума, познающего и переустраивающего мир. Столь широкая и общая программа приносит просветительству признание и ревнителей «просвещенной» монархии, и приверженцев более демократического устройства. Для прогрессивного крыла русского просветительства второй половины XVIII века главным становится отрицание крепостничества. В России, как и в других странах Европы, взгляды просветительства находят в области искусства преимущественное выражение в классицизме — течении, опирающемся на заветы античности. Классицизм XVIII века отличен от одноименного явления XVII столетия. Он уже не имеет откровенно барокизирующего оттенка, мастера тщательно изучают нормы античности и строже им следуют. Изменения затрагивают и идеалы этого направления, трактуемые в XVIII веке в духе просветительства: вместо государственности на щит поднимается гражданственность, гуманистичность трактуется менее обще и отвлеченно.
Русское искусство и зодчество начиная с 60-х годов быстро и широко приобщаются к классицизму. Этому благоприятствует и его освоение в предшествующий период другими видами художественной культуры, и в частности русской литературой 40—50-х годов. Не менее существенна роль Академии художеств, основанной в 1757 году в Петербурге. Она становится главным распространителем классицистических идей и воспитателем новых кадров, мастеров в сфере искусства и архитектуры.
Классицизм в России, как и повсюду, привержен к большим обобщениям, к общечеловеческому, общезначимому. Он стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Это сказывается в своеобразной иерархии видов и жанров художественной культуры.
Читать дальше
1. Никитина А. Б. «Любимый дитя всех художеств...» // Невский архив. - 2001. - Вып. V. - С. 432-445.
2.Калюжная А. Д. Петербургская сторона. -СПб_: «Остров», 2007. - 240 с.
3.Жигало М. В., Тукиянен И. А. Самые известные храмы Санкт-Петербурга. -М_: «Олимп: Астрель: АСТ», 2007. - 285 с.
4.Шульц мл. С. С. Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки. -СПб_: «Издательство Сергея Холодова», 2004. - 912 с
5.Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. -СПб_: «Крига», 2008. - 576 с.
6.Дмитриев В. К. Архитекторы Санкт-Петербурга . -СПб_: «Корона принт», 2007. - 336 с.
7.Васильева Б. Г., Житорчук А. М., Павелкина А. М. Старый Петербург: столица и окрестности. -СПб_: «Крига», 2011. - 424 с.
8.Воронов В. Г. Иван Старов - главный архитектор эпохи Екатерины Великой . -СПб_: «Искусство-СПб», 2008. - 608 с.
9.Кириков Б. М., Фёдоров С. Г. Зодчий энциклопедист // Ленинградская панорама. - 1985. - №2.
10.Соловьёва Т. А. Дома, открытые для всех // Ленинградская панорама. - 1987. - №5. - С. 32-35.
11.Иван Старов. Архитектура - его жизнь – Саблино. www.sablino.ru/oblast/starov1.php
Читать дальше