Проанализировав тему «Прокуратура РФ» можно прийти к выводу, что прокуратура Российской Федерации один из основных правоохранительных органов Российской Федерации. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, которые осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации
Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции Российской Федерации, регламентирована Законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», а также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
Данный закон и иные нормативные правовые акты определяют цели деятельности Прокуратуры Российской Федерации. Они заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Главное содержанием деятельности Прокуратуры Российской Федерации составляет прокурорский надзор. Помимо него Прокуратура Российской Федерации реализовывает уголовное преследование лиц, которые совершили уголовно наказуемые действия, а также координирует деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности страны.
Централизация, независимость, законность и гласность – это главные принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации являются.
Конституция Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это обозначает, что государство в лице его органов (в том числе и Прокуратуры РФ) исполняет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.
Деятельность прокуратуры основывается на установленных принципах, среди которых можно выделить принципы единства и централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности.
Единство и централизация органов прокуратуры заключаются в том, что эти органы представляют собой единственную систему, возглавляемую Генеральным прокурором Российской Федерации. Данный принцип обозначает целостность целей и задач, которые стоят перед прокуратурами всех звеньев, и устанавливает общностью форм и методов, способов реализации надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закон.
Принцип единства устанавливает положение, согласно которому вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.
Принцип независимости прокуратуры от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений обозначает реализацию надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям.
Что касается деятельности по надзору за исполнением законов, то тут приоритет дается надзору за осуществлением федеральных законов, а также единообразному их пониманию и толкованию.
Гласность в деятельности прокуратуры обозначает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, реализовывает, свои функции не отделено от общественности, от граждан. При этом органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной тайны, которая защищена законом.
Помимо этого еще одним принципом деятельности прокуратуры является обязанность информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
Следующим принципом выступает принцип законности. Для прокуратуры данный принцип обозначает, прежде всего, что она должна действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик, уставами иных субъектов Российской Федерации, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными договорами.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.
Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, городов и районов, иные территориальные прокуратуры. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Прокуроры городов и районов, а также специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Из числа названных лиц и иных прокурорских работников в Генеральной прокуратуре формируется коллегия.
Генеральная прокуратура Российской Федерации ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.