Введение Глава 1. Лечение с помощью книг Глава 2. Библиотерапия: воспитание, образование, развитие личности ребенка 2.1. Сказкотерапия, как метод работы с ребенком 2.2 Применения библиотерапия для детей с органическими возможностями Глава 3. Книги для исцеления Заключение Список литературы

"Книга лечит (библиотерапевтическая работа в библиотеке)" Рекомендательный указатель.

курсовая работа
Литература
25 страниц
80% уникальность
2014 год
168 просмотров
Ушакова Е.
Эксперт по предмету «Библиотековедение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1. Лечение с помощью книг Глава 2. Библиотерапия: воспитание, образование, развитие личности ребенка 2.1. Сказкотерапия, как метод работы с ребенком 2.2 Применения библиотерапия для детей с органическими возможностями Глава 3. Книги для исцеления Заключение Список литературы
Читать дальше
«Читая, я чувствовал себя здоровее, сильнее, работал спорно и ловко... Лишенный книг, я стал вялым, ленивым, меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость»,— рассказывает на страницах своей автобиографической трилогии А. М.


Если подготовка курсовой работы вызывает трудности, закажите ее написание на сайте Work5.


. Горький. Такое яркое восприятие литературного слова предопределено не только особенностями личности писателя. Общение с книгой действительно способно оказывать на людей оздоровляющее действие, и Горький, как великий художник, сумел лишь особенно остро ощутить и выразить это явление. Актуальность работы. Сила воздействия речи на психическое и физическое состояние человека общеизвестна. Неосторожным, грубым словом можно ранить человека, причинить ему страдание и даже вызвать болезненное состояние. Слово доброе, сердечное умножает силы, создает хорошее, бодрое настроение, улучшает самочувствие. Как показали работы академика И. П. Павлова и его последователей, например, К. И. Платонова — автора монографии «Слово как физиологический и лечебный фактор», определяющую роль при этом играет заложенное в слове смысловое содержание.[ 23;112] Поэтому слово сохраняет силу своего воздействия и когда оно звучит и когда оно написано. Есть люди, у которых зрительное восприятие более развито, чем слуховое, и написанное или напечатанное слово действует на них сильнее, чем устная речь. Известный советский психотерапевт И. 3. Вельвовский приводит в одной из своих работ пример, когда на больного, страдавшего неврозом, весьма благотворно подействовали адресованные к нему письма врача. Интересно, что в них были те же советы, что и в предварительных беседах, не возымевших, однако, действия. Слово художественного произведения обладает особой выразительностью. Талантливый писатель передает свои впечатления с такой яркостью, с такой достоверностью, что читатель воспринимает их как свои собственные переживания, наблюдения и чувства. И это делает воздействие литературного произведения особенно сильным и стойким.[30;15] Есть заболевания, для преодоления которых очень важно повлиять на настроение, эмоции, даже на характер больного. Здесь-то на помощь врачу и приходит книга. Интересен в этом отношении опыт венгерских медиков. Несколько лет назад в одной из туберкулезных больниц Венгерской Народной Республики решили дополнить общепринятое комплексное лечение больных воздействием на их духовный мир специально подобранной литературы.[16;24] Анализ результатов показал, что лечение с помощью книг — библиотерапия — дает хорошие результаты, не уступая по своей эффективности, например, трудотерапии. Объект иследования: библиотерапия. Предмет: библиотерапевтический эффект. Цель: проанализировать воздействие литературы на читателей разных возрастов. Задачи: 1. анализ психологической литературы по теме исследования; 2. ознакомиться с рекомендациями и требованиями по подбору произведений художественной литературы; 3. изучения возможностей библиотерапия при лечений детей с ограниченными возможностями.

Читать дальше
И в нашей стране врачи все шире используют различные методы эмоционального воздействия, в том числе книгу. Увлекательное чтение может отвлечь больного от мыслей о болезни, поднять его настроение. Этими задачами преимущественно руководствуются в большинстве санаторных и больничных библиотек. Согласуясь со своим вкусом и обладая определенной начитанностью, больной и самостоятельно и с помощью опытного библиотекаря выбирает книги, которые занимают его досуг, не дают сосредоточиться на неприятных ощущениях и переживаниях. Но иногда возникает необходимость специально подобрать больному литературу, воспитывающую какие-то определенные черты, например, силу воли, оптимизм, веру в успех лечения, в свои возможности. Профессор И. И. Лукомский, руководивший в годы Великой Отечественной войны госпиталем, рассказывает, например, о таком эпизоде из своей практики. У летчика, чудом спасшегося из горящего самолета, лицо было обезображено тяжелыми ожогами. Молодого человека охватило безнадежное отчаяние, он считал, что жизнь кончена, не хотел лечиться. После неудачных попыток переубедить раненого врач незаметно подложил ему среди других книг «Русский характер» А. Толстого и «Просто любовь» В. Василевской. И эти книги сделали то, чего никак нельзя было добиться другими средствами,— они вернули раненому любовь к жизни и веру в свою нужность людям. А как оценить и измерить силу вдохновляющего психологического воздействия, которое оказали на тысячи людей во всем мире роман Н. Островского «Как закалялась сталь» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого! Медицинская практика показывает, что при лечении некоторых заболеваний, например, неврозов, положительный эффект может давать не только чтение, но и пересказывание содержания литературных произведений. Рассказ — это уже в какой-то мере «вживание в образ», внутреннее, пусть даже невольное и неосознанное перенесение себя в излагаемую ситуацию. На этом основана имаготерапия (от латинского imago — образ, подобие) некоторых неврозов. Врач подбирает соответствующую книгу и поручает больному главу за главой пересказывать ее группе других больных. Следующим этапом может быть даже нечто вроде инсценировки, «театра экспромта». В руках опытных психотерапевтов это дает хороший эффект. Так книга приходит на помощь врачу в борьбе с недугами. Облагораживая человека, расширяя его кругозор, насыщая новыми впечатлениями, она поднимает жизненный тонус, учит, воспитывает, способствует формированию положительных черт характера. А это — одно из важных условий хорошего самочувствия.
Читать дальше
1. Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.304-319. 2. Армадеров Г.Р. Организация психологической службы в Российской государственной детской библиотеке с использованием компьютерных технологий / Г.Р. Армадеров // Науч. и техн. б-ки. — 1995. — №2. —С.92–100. 3. Балашова Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. - М.: БМЦ, 2009. - 249 с. 4. Беттельгейм Б. О пользе волшебства // Педология: Новый век. - 2000. - N 1. - С.30-31. 5. Библиотерапия: задачи, подходы, методы / сост. О.Л. Кабачек – М. : БМЦ, 2001. – 128 с. (Прилож. к журналу «Школьная библиотека») 6. Борецка, И. Библиотерапия: лекции / И.Борецка; пер. с польского И.Ф.Притульчик. Гродно : ГрГУ, 2007. 99 с. 7. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 304 с. 8. Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. СПб., МП РИЦ "Культ информ-пресс", 1996. 312 с. 9. Гончарова А. Смех — отличное лекарство / А. Гончарова //Б-ка. —2000. — №10. — С. 77–78. 10. Гончарова А.И. Комическое (смех) в художественной литературе как одно из средств библиотерапевтического воздействия на читателя // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. М.: БМЦ, 2001. С. 25-28. 11. Грищенко З. «Пришли мне чтения доброго…» / З. Грищенко // Дошк. восп. — 1993. — №1. — С. 98–100. 12. Добрынина Н. Слоеный пирог искусства чтения / Н.Добрынина // Б-ка. — 2001. –№9. — С. 52–55. 13. Дрешер Ю.Н. Книга лечит / Ю.Н. Дрешер // Мир библиогр. — 1999. —№4. — С. 45–50. 14. Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга / Ю.Н. Дрешер // Б-ка. — 1999. —№3. — С. 68–70. 15. Дрешер, Ю.Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта: научно-методическое пособие / Ю.Н. Дрешер. – М. : Либерея, 2003. – 248 с. 16. Елисеева Ю.А. О психологических механизмах библиотерапии: взгляд культуролога // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. - М.: БМЦ, 2009. - 305 с. 17. Ефремова Н. Юные россияне: взгляд издателя, библиотекаря, писателя / Н. Ефремова // Б-ка. — 2001. — №11. — С. 43–44. 18. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. Практическое пособие для воспитателей, педагогов, методистов, психологов и мудрых родителей. - СПб.: СМАРТ, 2007. - 169 с.. 19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2010. - 310 с. 20. Ильин И. Духовный смысл сказки / И. Ильин // Лит. в шк. — 1992. —№1. — С. 2–10. 21. Ильин И.А. Русская душа в своих сказках и легендах. Собр. соч. В 10 т. - Т. 6. Кн. III. - М.: Русская книга, 1997. - С. 31-58. 22. Ильина В. Читают ли дети в читающей стране? / В. Ильина // Б-ка в шк. — 2001. — №5. - С. 4. 23. Кабачек О.Л. Библиотерапия как она есть // Библиотечный психолог: грани творчества. М.: "Школьная библиотека", 2002. С. 47-230. 24. Кабачек, О.Л. Сказка в век компьютера: методическое пособие в помощь библиотекарям и педагогам. / О.Л. Кабачек. – М. : Либерея, 2001.- 208 с. 25. Казаринова И.Н. Влияние межчитательского общения на читательскую деятельность личности в кризисном состоянии, // Что мы читаем? Какие мы? Сб. науч. тр. - СПб.: РНБ, 2008. - 264 с. 26. Казаринова И.Н. Возможности библиотерапии /.Н. Казаринова, Е.Л.Смагин // Науч. и техн. б-ки. — 1999. — №8. — С. 34–37. 27. Карвасарский Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. — М.: Медицина, 1985. — С. 127–133. 28. Карданова М.В. К софийной библиотерапии // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. - М.: БМЦ, 2007. - 305 с. 29. Клюшина Н. Библиотерапия / Н. Клюшина, М.Сапоровская // Библиотекарь. — 1991. — №9. — С. 51–52. 30. Комиссарова, Л.Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки: методическое пособие / Л.Д. Комиссарова – М. : Либерея, 2003. – 150 с. 31. Копьев А.Ф. Диалектический подход в консультировании и вопросы психотерапевтической клиники // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - N 1. - С. 33-48. 32. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях массовой библиотеки / под ред. Е.И. Голубевой – М., 1996. – 80 с. 33. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях детской библиотеки: сб. ст. Вып. 2 / ред.-сост. О.Л. Кабачек. – М., 1999.–152с. 34. Кукарев Н.С. Использование символов волшебных сказок в работе по самопостижению личности // Библиотерапия: задачи, подходы, методики. - М.: БМЦ, 2001. - С. 57-60. 35. Куликова Л.Г. Библиотерапевтические ресурсы детского чтения // Адаптиция детей с проблемами через творчество. - Архангельск: 1999. - С. 4-7. 36. Лебедева А.И. Чтение не становится любимым занятием / А.И. Лебедева // Б-ка. — 1993. — №4. — С. 10–12. 37. Малахова Н.Г. О работе библиотечного психолога со старшими дошкольниками // Библиотека - дошкольнику. М.: РГДБ, 2001. С. 93-97. 38. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках // Информационно-библиотечная сфера : международные акты и рекомендации : сборник справочно-нормативных материалов /сост. : Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – М.: Либерея, 2001. – С. 38-40. 39. Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства : метод. пособие / РГДБ – М., 2001 – 216 с. 40. Просалкова Ю. Защитим сказку! / Ю. Просалкова // Б-ка. — 1999. —№11. — С. 72–74. 41. Просалкова Ю. Итоги столетия. Что читает подрастающее поколение в конце ХХ века / Ю. Просалкова // Б-ка. — 2000. — №2. — С. 36–39. 42. Рослик Г.М. Немного о библиотерапии / Г.М. Рослик // Науч. и техн. б-ки. — 1995. — №.7. — С.65–67. 43. Руководство для библиотек, обслуживающих пациентов больниц, людей с физическими и психическими недостатками в учреждениях с длительным уходом / ИФЛА // Библиотека и закон : справочник. – Вып. 13. - М.: Либерея, 2002 – С. 119-155. 44. Симонов, Б.А. О библиотерапии / Б.А Симонов // Библиотековедение. — 1996. — №6. — С.38–41. 45. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Независимая форма "Класс", 1997. - 160 с 46. Сосоланд А.И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. - М.: Логос, 1999. - 368 с. 47. Стасио М. Что такое хороший ужастик // Калейдоскоп. - Вып. 2 (18). - М.: МК РФ, РГДБ, 1998. - С. 3-11. 48. Тимофеев А. Лечит слово… / А. Тимофеев // Б-ка. — 2000. — №4. — С. 37–39. 49. Тихомирова И. Покатилось яблочко по блюдечку, да по волшебному / Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я : метод. слов.-справ. для библиотекарей / И.И. Тихомирова, М.: Изд-во «Школьная библиотека», 2004. – 248с. 50. Франц, М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. / Пер. с англ. Р.Березовской и К.Бутырина; Науч. ред. В.В.Зеленский. - СПб. : Б.С.К., 1998. - 360 с. 51. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914 -1933). - М.: Сов.пис., 1990. - С. 58-72.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image