Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности…………………………………………………………………………4
1.1. Виды менеджмента библиотечно-информационной деятельности…..4
1.2. Типы менеджмента библиотеки……………………………………….10
Глава 2 Руководитель библиотеки как личность …………………………15
2.1. Личностный фактор в управлении…………………………………….15
2.2. Важные черты характера руководителя ………………………………19
Заключение…………………………………………….…………………….21
Список использованной литературы……………………………………….23
Читать дальше
С 1990-х гг. и до настоящего времени менеджмент и маркетинг библиотечного дела особенно интересуют исследователей: переводятся зарубежные работы теоретиков, научные статьи и монографии, появляются новые и новые учебные программы, согласно которым ведутся конференции и семинары.
Необходимо отметить, что срок существования в библиотечной теории и практики относительно небольшой, однако накопленный опыт в области менеджмента и маркетинга библиотечно-информационной деятельности достаточный и о нем можно уже заявить. Формирование библиотечного менеджмента имело своею задачею социальный интерес и увеличение эффективности библиотечной деятельности.
Библиотечный менеджмент, в современных условиях направлен на:
– «эффективное использование человеческого потенциала, направленное на развитие способностей людей к совместным действиям;
– неотделимость от организационной культуры, основанной на честности и доверии к людям;
– эволюционный характер развития систем и методов; дополнение (а не разрушение) сложившихся структур и постепенное их приспособление к новым условиям;
– предвидение изменений, гибкость и экстренность управленческих решений на основе предприимчивости, инициативы, творчества; приоритет стратегической направленности управления, позволяющей справляться с возрастающей сложностью проблем, реагировать на резкие изменения во внешней среде, выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе;
– формирование коммуникаций между людьми и определение индивидуального вклада каждого работающего в общий результат» [03].
В рассмотренной типологии управления нет абсолютно плохих либо хороших видов руководства. Каждый тип управления отражает реальность и создан для решения определенных задач в различных видах практики. Каждый открывает определенные возможности и имеет ограничения. Именно в этом состоит большое значение типологии менеджмента. Типология позволяет осмысленно планировать стиль руководства и ориентироваться на более подходящий выбор для определенных условий и последующего его совершенствования в дальнейшем.
Поскольку требования внешней среды к библиотекам постоянно меняются и требуют решения зачастую непредвиденных задач, для успешной работы руководители должны быть компетентные, высокоорганизованные, образованные и думающие. В набор успешного руководителя также должны входить умение мыслить глобально, реагировать на ситуацию согласно специфике работы библиотеки.
Умение ориентировать коллектив на самостоятельное решение проблем, создание хорошего и продуктивного взаимодействия, глубокого понимания проблем управления и тенденции развития управляемого объекта, высокий уровень коллективного сознания могут служить показателем компетентности руководителя.
Читать дальше
. Клюев В. К. Формирование общественных структур управления библиотечным делом Российской Федерации. М., 1992. 39 с.
2. Суслова И.М., Клюев В.К. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств / И.М. Суслова, В.К. Клюев; под общ. ред. И.М. Сусловой; МГУКИ. – СПб.: Профессия, 2009. – 600 с.
3. Суслова И. М. Библиотечный менеджмент : современная концепция управления // Библиотека. 1995. № 12. С. 16–20.
4. Столяров Ю. Н. Вернемся к родным истокам, или «Детская болезнь» менеджмента в библиотековедении // Научные и технические библиотеки. 1998. № 4. С. 28–34.
5. Суслова И. М. Менеджмент в современной библиотеке : науч.-практ. пособие. М.: Либерея, 2004. 176 с.
6. Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках. М. : Либерея, 2005. 143 с.
7. Жадько Н. В. Информационная культура библиотечного менеджера // Научные и технические библиотеки. 1993. № 12. С. 3–11.
8. Ловкова Т. Б. Библиотечная конфликтология как учебная дисциплина // Научные и технические библиотеки. 2000. № 11. С. 10–16.
9. Сукиасян Э. Р. Библиотечная конфликтология : За и против // Научные и технические библиотеки. 2000. № 11. С. 17–24.
10. Карташев Н. С. Планировать развитие поможет мониторинг // Библиотека. 2003. № 10. С. 39–41.
11. Соколов А. В. Библиотеки и социальные коммуникации // Научные и технические библиотеки. 1994. № 8–9.
12. Стельмах В. Д. На каком фундаменте строить? Взгляд социолога на стереотипы библиотечной идеологии // Библиотекарь. 1990. № 7. С. 2–6.
13. Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности : учеб. пособие. М. : Профиздат, 1999. 144 с.
14. Матвеев М. Ю. Проблемы определения имиджа библиотек // Библиотековедение. 2008. № 6. С. 118–122.
15. Горшков Ю. А. Библиотека в стратегии современного экономического роста книгоиздания. М. : Пашков дом, 2007. 327 с.
16. Эриашвили Н. Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг. М. : Юнити-Дана, 2009. 303 с.
17. Уэйнганд Д. Э. Управление современной публичной библиотекой. Стратегия развития. М. : Рудомино, 1997. 222 с.
18. Электронный ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-i-marketing-bibliotechno-informatsionnoy-deyatelnosti-opyt-issledovaniya-v-otechestvennom-bibliotekovedenii
Читать дальше