Введение 1.1. Мышление и его виды 1.2. Своеобразие развития мышления у детей дошкольного возраста 1.3. Подходы к формированию мышления 1.4. Диагностика сформированности мышления Заключение Список литературы

"Психолого - педагогические условия развития мышления дошкольников"

курсовая работа
40 страниц
86% уникальность
2014 год
95 просмотров
Паргачевская И.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 1.1. Мышление и его виды 1.2. Своеобразие развития мышления у детей дошкольного возраста 1.3. Подходы к формированию мышления 1.4. Диагностика сформированности мышления Заключение Список литературы
Читать дальше
В последнее время мы часто слышим критику в адрес образовательного процесса в дошкольных учреждениях: детям дается сложный, а порою и не нужный объем знаний. У дошкольников почти не остается времени на игры и самостоя¬тельную деятельность. Критика обоснована.


Студенты спрашивают: где лучше всего заказать написание контрольной работы по экологии? Мы знаем ответ на этот вопрос. Заказывайте контрольные работы в Work5! 100% оригинальность, кратчайшие сроки и высочайшее качество работ - это наши стандарты!


. Одна¬ко не стоит забывать некоторые объективные факторы, диктующие необходи¬мость усложнения содержания занятий и увеличения объема знаний детей дошкольного возраста. Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которая нередко действует на них агрессивно. Необходимо научить ребенка справляться с нею, обра¬батывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний. Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыс¬лящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, намного привлекательнее для современного работода¬теля, чем инертный, но исполнительный работник. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления. В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно. Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда. На протяжении ряда лет основные усилия учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение проблемы развития мышления дошкольников. Важные материалы по этому вопросу содержатся в работах Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Г.И. Минской и др. Для системы дошкольного образования в настоящее время установлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором определены основные требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения Программы. В условиях современной системы образования проблема развития мышления приобретает особую актуальность. Это подтверждает анализ современных образовательных Программ дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Успех» Н.О. Березиной, И.А. Бурлаковой, Е.Н. Герасимовой. Несомненно, развитие мышления зависит от объема знаний, полученных ребенком. Но запас знаний в условиях современного прогресса кончается очень быстро, а несформированность умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению "проблем в обучении". В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Н. Н. Поддьякова подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Принимая во внимание все вышесказанное, тему нашей данной работы мы обозначили как «Психолого-педагогические условия развития мышления дошкольников». Объектом исследования является развитие мышления детей дошкольного возраста. Предметом исследования – занятия и игры, способствующие развитию мышления детей дошкольного возраста. Цель исследования: выявление особенностей и путей формирования мышления у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить степень разработанности проблемы мышления в литературных источниках; 2. Определить особенности развития логического мышления у дошкольников; 3. Выявить подходы к формированию мышления; 4. Проанализировать диагностику для выявления уровня сформированности мышления. Практическая значимость заключается в том, что подобранные для диагностики занятия и игры помогут воспитателям дошкольных учреждений, студентам организовать работу по развитию мышления у детей дошкольного возраста.

Читать дальше
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Основным видом мышления дошкольника остается наглядно-образное мышление, на основе наглядно-образного формируется словесно-логическое мышление, которое дает возможность самостоятельно решать широкий круг задач и способствует развитию всех мыслительных операций дошкольников. В настоящее время продолжается совершенствование занятий с детьми дошкольного возраста в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Занятия «логикой» - это познавательная деятельность детей, включающая занимательные игры, и практические задания, и логические задачи. Занятия «логикой» педагогически эффективны, так как дети становятся активны, любознательны, сообразительны. Практические задания предполагают выполнение творческой работы, результатом которой является оригинальный продукт. Такая работа направлена на формирование логических форм мышления: понятия, суждения, умозаключения, связанных с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификация. Решение практических заданий создают ситуацию успеха. Ситуация успеха – это проживание субъектом своих достижений в контексте личностного развития. Ситуация успеха – важный фактор развития личности дошкольника, способствующий увеличению его энергетического потенциала, способностей, возможностей. В ходе упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. Занимательные задачи, по мнению Л.Ф. Тихомировой, способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо догадаться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Логические задачи представляют собой задания, цель ко¬торых развитие логики мышления дошкольников. Важно научить ребенка не только решать логические задачи, но и доказывать правильность решения, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений. Практика убедительно показала, считает А.И. Савенков, что занятия «логикой» педагогически эф¬фективны: дети становятся активны, любознательны, сообразительны. Что осо¬бенно приятно, ребята радуются интересным занятиям и играм. В основном это достигается тем, что педагог организует и поддерживает положительную атмо¬сферу познания. Таким образом, в настоящее время продолжается совершенствование занятий с детьми дошкольного возраста в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Читать дальше
1. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа. 1994. № 11. 2. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Институт практической психологии, 1996. 3. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. – Самара: Дом печати, 1999. 4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. 5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Общая психология: В 3 т. / Отв. ред. В. В. Петухов. Т. 1. – М.: Генезис, 2001. 6. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Соцэкгиз, 1934. 7. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Просвещение, 1987. 8. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1973. 9. Джемс У. Мышление // Общая психология: В 3 т. / Отв. ред. В. В. Петухов. Т. 1. – М.: Генезис, 2001. 10. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М.: Просвещение, 1975. 11. Зак А. З. Диагностика мышления у детей 6-10 лет. – М.: Педагогика, 1993. 12. Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М.: Просвещение, 1992. 13. Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 14. Зеньковский В. В. Развитие мышления у детей / Психология детства. – СПб.: Питер, 2003. 15. Кюльпе О. Психология мышления // Общая психология: В 3 т. / Отв. ред. В. В. Петухов. Т. 1. – М.: Генезис, 2001. 16. Липкина А. И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. – М.: Педагогика, 1961. 17. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. – М.: Наука, 1988. 18. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Просвещение, 1992. 19. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Владос, 2003. 20. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Уч. пособие. – М.: Центр, 1999. 21. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. 22. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М.: Просвещение, 1977. 23. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1967. 24. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. 25. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Просвещение, 1958. 26. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 1988. 27. Тихомиров O. K. Психология мышления. – СПб.: Питер, 2001. 28. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. – М.: Наука, 1969. 29. Шардаков В. С. Мышление школьников. – М.: Просвещение, 1963.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image