Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной
литературой по данной теме можно сделать определенные выводы.
"Вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма - это,
прежде всего, не вопрос об источниках тех денежных ресурсов, которые
использует капиталист, а вопрос о развитии капиталистического духа. Там,
где он возникает и утверждает себя, получает нужные ему денежные ресурсы, а
не наоборот".
"Протестантская этика и дух капитализма" – это книга Макса Вебера, где
он почти беспрекословно продемонстрировал факт о существовании которого до
него лишь неясно догадывались: на успех отдельных индивидов в
предпринимательской деятельности большое влияние оказывают
мировоззренческие идеи, которые они разделяют. Немецкий социолог проследил
такую зависимость на конкретном типе общественного материала -
конфессиональной принадлежности немецких предпринимателей.
Реальное соотношение между протестантами (или, скорее, часто не совсем
верующими потомками протестантов) и выходцами из католической среды,
которые достигли успеха, было явно не в пользу последних. Точнее, речь идет
не столько о всех протестантах, сколько о кальвинистах и родственных им
пуританах и пресвитерианах. Эта тенденция четко прослеживается не только в
Германии, но и в Америке, Англии, Шотландии, Голландии, Швейцарии и т.д.
Имеется конкретный социологический факт. В чем же тут дело? Неужели
действительно религиозные по происхождению идеи имеют экономическую "силу"
и способны вести людей к совершению реальных изменений в их организациях и
социумах? Если так, то что же это за идеи?
Сам Вебер отмечает, что когда говорят о "духе капитализма" в
протестантской традиции, то речь идет не о религиозном пыле капиталиста.
Скорее наоборот, этот дух можно воспринимать как "побочный продукт"
Реформации, с которыми, наверное, не согласилось бы большинство религиозных
деятелей протестантизма, включая Лютера или Кальвиа. Тем не менее,
благодаря определенному укладу религиозной традиции, нередко независимо от
желания учредителей, в ней возникает возможность согласовать светскую,
материальную деятельность человека с высшими идеалами. Профессиональная
деятельность и успех лично привлеченного к религиозной традиции
предпринимателя получают духовный смысл.
Конечно, то, вступит ли экономическая деятельность человека в духовное
измерение, зависит во многом от воспитания, в т. ч. и религиозного. Именно
поэтому в произведении Вебера говорится чаще всего о предпринимателях -
выходцев из протестантской традиции, нередко уже секуляризованных и
неверующих. Они усваивают хотя и не целый пласт идей своей культуры, но
именно то представление, которое больше и формирует их успех - веру в то,
что их экономическая деятельность имеет высший, духовный смысл. Иначе
говоря, они получают свое личное видение, которое они реализуют путем
активной экономической деятельности, изменений и инноваций.
Наибольшую роль в согласовании материальной деятельности человека с
его религиозными представлениями, по мнению Вебера, сыграли следующие идеи:
Лютеранская идея "призвание" (Beruf) - представление о том, что Бог
призывает человека к определенному роду деятельности, и только в ней он
может иметь успех. Таким образом, профессиональный успех становится
критерием праведности избранного пути в жизни.
Кальвинистское представление о возможности обнаружить, к чему
предопределен человек Богом – к вечным страданиям или спасению. Неудачи или
успехи человека в его профессиональной деятельности свидетельствуют о
соответствующем предопределения.
В обоих этих случаях формируется устойчивая внутренняя "осанка"
человека его труда. Именно она придает духовный смысл профессиональному
успеху или неудаче, формирует внутренний "стержень" предпринимателя.
Исторически формируется так называемая пуританская этика труда, известная
основа американского бизнеса.
Но существует опасность слишком схематического восприятия идеи Вебера.
Из его труда можно сделать вывод, что любая протестантская традиция
благоприятнее для предпринимательства, чем католическая. Это далеко не так.
Сам Вебер признает "преемственность традиции" - оригинальными мыслителями,
впервые сформулировавшими учение о духовном измерение профессиональной
деятельности, были немецкие мистики (которые сами находились в католической
традиции). Кроме того, изменение отношения к предпринимательству четко
наметилась в католицизме раньше Реформации (о чем также говорит сам Вебер).
Здесь стоит вспомнить и чрезвычайно удачную деятельность католических
монашеских орденов иезуитов и францисканцев по созданию экономически
самодостаточных миссий в Америке и связанное с ней пробуждение