Исследуя особенности влияния современный мультсериалов на формирование
гендрных стратегий поведения человека в обществе и в семье, приходим к
таким выводам:
Идентификация – процесс отождествления индивидом, обществом, или
любой сообществом себя с тем или иным объектом, процессом, явлением,
человеком, группой людей, осуществляемое на основе усвоения присущих им
свойств, стандартов, ценностей, социальных установок и ролей.
Телесериал – отдельные фильмы с законченной фабулой, соединенные одним
или несколькими главными героями. Это – телепродукция с условной формой
непрерывного и неограниченного действия, предназначенная для показа днем и
ранним вечером. Действенность этого жанра массовой культуры в значительной
степени обусловлена его темпоральной структурой. Хронотоп сериала
образуется из событий, которые повторяются, что есть предусмотренным и
привычным. Четкое соответствие драматургическим, содержательным, гендерным
стереотипам приводит к восприятию персонажа как носителя функции в сюжетной
комбинаторике действия
Обязательное «приведение к известному» достигается с помощью
употребления культурных кодов, коллективного обыденного опыта, утверждение
«прямой, бытовой репрезентации» реальности. Благодаря таким ритуалам
социализации, телесериал трансформируется способом приобретения жизненного
опыта. Этому подчинена гендерная дифференциация сюжетов сериалов. Фильмы о
милиции и войне – для мужчин, «истории Золушек» – для женщин.
Целью экспериментальной части является выявление и исследование
особенностей влияния просмотра мультипликационных фильмов на формирование
гендерных стереотипов у детей младшего школьного возраста.
Выборку экспериментального исследования составили 53 ребенка с
Образовательного центра «Успех» (29 женского и 24 мужского пола, средний
возраст детей = 9,76). Выборка была разделена на тех, кто просматривает
мультфильмы часто (группа 1) и тех, кто просматривает мультфильмы реже
(группа 2) (по 25 исследуемых в каждой группе).
Доля героев мужского пола значительно превосходит представителей
женского. Правда, нет статистически значимой разницы во взглядах детей
первой и второй группы на типичный образ женщины / мужчины, их черт, их
профессий, что свидетельствует о том, что частота просмотра мультфильмов не
является определяющим фактором влияния мультфильмов на детей. Вместе с тем,
оказалось, что всем девочкам больше нравится роль девочки, а меньше всего –
роль мальчика. Мальчикам, которые чаще просматривают мультсериалы, больше
нравится роль мужчины, а меньше всего – роль девочки; мальчикам, которые
реже просматривают мультфильмы, больше нравится роль мальчика, а меньше
всего - роль девочки. То есть это свидетельствует о влиянии просмотра
мультфильмов на формирование гендерных стереотипов. Также сравнив ответы
девочек с 1 и 2 группы по методике «Семантический дифференциал»,
определили, что девочкам, которые чаще просматривают мультфильмы,
импонируют больше типичные мужские черты (грубая, гордая, умная,
мужественная, нехозяйка), чем девочкам из 2 группы. Кроме этого, мальчики,
которые чаще просматривают мультфильмы, по сравнению с теми, кто реже, чаще
выбирают более маскуллиные черты, которые им по душе. Это также
свидетельствует о формировании гендерных стереотипов под влиянием
мультфильмов.