Введение 3
1. Психология семейных кризисов.
1.1 Семейные конфликты и их причины.5
1.2. Кризис современной семьи и брака 10
1.3 Проективный рисунок как метод психокоррекции межличностных отношений в семье.16
1.4 Особенности использования проективного рисунка как метода работы с семейными проблемами.19
1.5 Возможности рисуночных проективных тестов при диагностике личности 28
2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в семье с помощью проективной методики «Рисунок семьи».
2.1 Методические подходы к организации экспериментального исследования межличностных отношений в семье.37
2.2 Методика и организация исследования.38
2.3 Анализ результатов исследования. Сравнение возможностей и ограничений проективной методики «Рисунок семьи» с проективной методике «Дом. Дерево. Человек.»40
Заключение 48
Список литературы 51
Читать дальше
В курсовой работе осуществлено теоретическое обобщение и диагностику возможностей и ограничений проективных методик.
Требования объективности довольствовались через стандартизированность, надежность и валидность методик. Стандартизация процедуры нашего исследования обеспечивалась за счет однообразия инструкции, протоколов, условий и порядка проведения обследования. Стандартизация обработки результатов обеспечивалась соблюдением норм и правил оценки: методика "Дом-Дерево-Человек" включает количественную оценку протокола исследования, для методики «Рисунок семьи» осуществлена аналогичная процедура количественной обработки полученных данных.
Проверено на надежность и валидность проективную методику "Моя семья", которая диагностирует личностные проблемы в семейных парах, а также семейную ситуацию, в которой она находится.
Использование предлагаемой методики способствует осуществлению раннего прогноза личностных проблем в семье; полученный с использованием методики проективный материал о семье может быть основанием для предоставления ей дальнейшей психологической помощи; Важно отметить, что работа психолога, должна синтезировать два главных направления его деятельности: психодиагностике семейной пары и оказанию ей психологической помощи, на сегодня встречается не часто.
Делаем вывод, что в основу ведущих концепций психодиагностики и оказания психологической помощи семейным парам положено изучение особенностей развития семейных отношений. В кризисных ситуациях основное влияние на становление личности имеет семья. Мы исходим из того, что семья с древнейших времен выступала культурным, ценностным и информативным полем для развития новых поколений. Особую значимость приобретает диагностирования личностных проблем семьи, возникающих в процессе его социализации и значении семейных взаимоотношений при этом. С психодиагностических методик психологами с этой целью чаще всего используются проективные (для диагностики личности дошкольника, как правило - рисунку проективные методики).
Использование рисуночных техник в качестве как проективных, так и сугубо тестовых методик не дает желаемого результата. Применение традиционного тестового подхода к интерпретации образной продукции ограничивает возможности ее использования для изучения семейных взаимоотношений и их влияния на психологическое пространство ребенка. Общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективной техники, о несоответствии многих методик требованиям психодиагностического инструментария. В числе их недостатков обычно видят отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизма интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту». Другой недостаток заключается в том, что в некоторых проективных методиках отсутствует объективность в определении показателей, часто неудовлетворительно коэффициенты надежности.
Попытки их валидизации страдают методическими недостатками из-за низкого контроль условий эксперимента, или из-за необоснованности статистического анализа, или из-за неправильного формирования выборки. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и статус проективных методик практически не меняются. В первую очередь это объясняется тем, что они в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и поэтому больше подходят для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связана с тем, что их цель обычно замаскирована, и исследуемая личность не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажения, защитным реакциям при обследовании. Кроме того, проективные методы эффективны для установления контакта в работе с маленькими детьми, которые, как правило, вовлекается в выполнение творческого задания.
Завершая исследование о проективных методиках диагностики, отметим, что несмотря на критику в их адрес и ряд методических проблем, связанных с ними, исследования возможностей проективных методик продолжаются, идет поиск более тонких способов анализа.
Читать дальше
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. – М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 272 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 240 с.
Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике. / Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.
Соколова Е. Т. Проективные методики исследования личности. / Е. Т. Соколова. – М.: МГУ, 1980. – 68 с
Фрейд 3. Конечный и бесконечный анализ / З.Фрейд // Психоанализ в развитии: Сборник: под ред. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 176 с.
Яценко Т. С. Психоаналитическая интерпретация комплекса тематических психорисунков (глубинно-психологический аспект) / Т. С. Яценко, Я. М. Кмит, Л. В. Мошенская. – М.: СИП РИА, 2000. – 227 с.
Большой толковый психологический словарь. П-Я., Вече-Аст., Москва, 2000, 592с.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – Спб.: Питер, 2002. – 352с. 7.
Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизациипсихологических тестов. – «Вопросы психологии», 1978, №5
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985
Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. Теория и практика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с
Психология личности: тесты, опросники, методики / Сост. Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – 236с
РайгородскийД.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пособ. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. – 672с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. — М., 1996
ПрошанскийГ.М. «Классификация проективных методов» из кн. Проективная психология, - М., 2000. – 258с. 19.
Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. — М., 2002- 402с.
Читать дальше