ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 5 1.1. Агрессия и ее развитие 5 1.2. Особенности подростковой агрессии 9 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА 14 2.1. Основные направления коррекционной работы 14 2.2. Гендерные аспекты агрессии 18 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ 20 3.1. Определение методик для исследования 20 3.2. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27 Опросник Басса-Дарки 27

Агрессивность подростка как способ самовыражения (14-15 лет)

курсовая работа
Психология
27 страниц
70% уникальность
2015 год
122 просмотров
Меньшикова О.
Эксперт по предмету «Психодиагностика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 5 1.1. Агрессия и ее развитие 5 1.2. Особенности подростковой агрессии 9 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА 14 2.1. Основные направления коррекционной работы 14 2.2. Гендерные аспекты агрессии 18 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ 20 3.1. Определение методик для исследования 20 3.2. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27 Опросник Басса-Дарки 27
Читать дальше
Актуальность работы. Проблема агрессивности детей и молодежи в современных условиях является актуальной как для общества в целом, так и для возрастной психологии. Психологи указывают на то, что агрессивность усложняет приспособления детей к условиям жизни в обществе и занимает одно из первых мест в девиантном поведении несовершеннолетних [33, с. 252]. Агрессивные тенденции резко проявляются у подростков. Этому способствуют как особенности физиологического развития в этот период (гормональные сдвиги, большая возбудимость нервной системы), так и психологические особенности ("чувство взрослости", реакция эмансипации и оппозиции, потребность в самонаблюдении, острая чувствительность к неудачам). В психологической науке отсутствует единое определение понятия "агрессия". Однако большинство авторов считают, что агрессия – это форма поведения, направленная на причинение физического или психологического вреда живому существу, а агрессивность – тенденция личности к деструктивным действиям, которая приобретается в процессе развития в обществе [6; 44]. Большинство современных авторов негативно оценивают агрессивное поведение. Однако некоторые авторы считают, что агрессивность имеет положительную сторону: она может проявляться в активности и инициативности.


Не нужно писать реферат самому. Гораздо проще купить реферат по культурологии. Мы сделаем реферат по всем требованиям вашего учебного заведения!


. Несмотря на значительное количество публикаций, проблема агрессивности подростков 14-15 лет изучена недостаточно, что и составляет актуальность данного исследования. Объект исследования – дети подросткового возраста 14-15 лет (184 ученика). Предмет исследования – проявления агрессивности у детей подросткового возраста. Цель работы – выявить психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте и факторы, способствующие возникновению агрессивных тенденций подростков на современном этапе развития общества. Задачи исследования: - осуществить теоретический анализ проблемы агрессивности подростков; - обосновать методики диагностики агрессивности как тенденции поведения подростков; - разработать и апробировать программу коррекции агрессивности у подростков. Гипотеза исследования: проявления агрессивности у детей подросткового возраста тесно связаны с условиями их социализации. Для достижения цели и реализации поставленных задач исследования нами были использованы следующие методы: опросник Басса-Дарки, а также общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение; проблемный анализ литературы по психологии для определения теоретических основ исследования; Экспериментальная база исследования – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1. В исследовании принимало участие 184 ученика 14-15 лет, из них 87 мальчиков и 97 девочек. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты можно использовать на факультативных занятиях по психологии в вузе, а также результаты исследования помогут будущим психологам выявить психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Читать дальше
Обобщение результатов нашего исследования позволило сделать следующие выводы: Под агрессией мы понимаем индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на причинение физического или психологического ущерба другому человеку или группе людей. Раскрыть степень психологической изученности феномена агрессивности нам помог анализ комплекса теорий, которые сочетают в себе различные научные взгляды на эту проблему. Наиболее остро стоит проблема агрессивного поведения в подростковом возрасте, когда осуществляется переход к новой ступени развития личности. Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует целый ряд факторов. Личностные характеристики также играют важную роль в формировании агрессивного поведения. К ним мы отнесем повышенный уровень психопатизации, неустойчивость эмоционального состояния, проявляется в повышенной возбудимости, раздражительности и др. Основными формами агрессивного поведения являются: физическая агрессия, то есть применение физической силы против другого лица; негативизм, направленный против взрослых и установление правил; подозрительность, есть недоверие к окружающим людям, основанная на убеждении, что они намерены повредить; вербальная агрессия, то есть выражение своих чувств через распри, обиды унижения; аутоагрессия – агрессия направлена на самого себя. Полученные результаты теоретического исследования проблемы дают нам основания утверждать, что в подростковом возрасте агрессивное поведение представляет собой своеобразный защитный механизм. Исследование причин и форм агрессивного поведения подростков является необходимым условием разработки психолого-педагогических методов коррекции. Анализ способов коррекции агрессивного поведения подростков показал наличие принципиально разных подходов к пониманию сущности и природы агрессии, что свидетельствует о многоаспектности, многоплановости изучаемого явления, о многофакторной обусловленности агрессии как поведенческого акта и агрессивности как свойства личности. Основными задачами коррекционной работы с агрессивными подростками по преодолению самого нарушения являются: обучение их приемам регулирования эмоционального состояния, а также формирование и закрепление альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию. Наиболее эффективная психолого-педагогическая коррекция агрессивных тенденций в поведении подростков осуществляется в групповых формах работы. Учитывая все факторы, которые принимают участие в становлении агрессивного поведения подростков, можно предупредить или ограничить проявление форм агрессии. Нами была проведена практическая работа по изучению и коррекции агрессивного поведения подростков 14-15 лет на базе Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1. В исследовании принимало участие 184 ученика 14-15 лет, из них 87 мальчиков и 97 девочек. Результаты психодиагностического обследования помогли нам выявить психологические особенности агрессивности детей подросткового возраста, которые заключаются в соотношении видов агрессии. Ведущее место с этой точки зрения занимает вербальная агрессия (у девочек – 26 чел), далее идет физическая (у мальчиков – 29 чел.), что свидетельствует о гендераых различиях агрессивного поведения подростков. К основным факторам, которые способствуют возникновению агрессивных тенденций подростков на современном этапе развития общества можно отнести семейные конфликты, напряженные отношения с родителями, учителями, взаимоотношения со сверстниками и, конечно, средства массовой информации. Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что проявления агрессивности у детей подросткового возраста тесно связаны с условиями их социализации.
Читать дальше
1. Аверин А.А. Психология детей и подростков / А.А. Аверин. – СПб., 1998. – 426 с. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2001. – 243 с. 3. Беличева С.А. Основы превентивной психологи / С.А. Беличева. – М. :Просвещение, 1993. – 384 с. 4. Берон Р. Агрессия / Р. Берон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 1998. – 456 с. 5. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особености у детей младшего и среднего школьного возраста : афтореф. канд. дис. - М., 1977 6. Заика Е.В. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведеним / Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. С. 83-91. 7. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников : учебное пособие / В.С. Ивашкин. – Владимир : ВГПИ, 1990. – 168 с. 8. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. – СПб. : Питер, 2000. 9. Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессии / Т.Н. Курбатова. – СПб, 1995. – 264 с. 10. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии. // Вопросы психологии. – 1972. №6. – С 168-173. 11. Левитов Н.Д.Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологи. – 1967. – № 6. – С. 34-38. 12. Лоренц К. Агрессия. – М. :Высшая школа, 1994. 13. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мей. – М. : Класс, 1994. – 188 с. 14. Овчарова Р.Технологии практического психолога образования. – М. : Владос, 2000. – 242 с. 15. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М., 1997 – 226 с. *16. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.* *Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, – 494* *с.* 17. Психология воздействий / под. ред. А.А. Бодалева – М. : АПН СССР, 1989 – 368 с. 18. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ, 1998 – 672 с. 19. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – № 5 – С. 3-17. 20. Романов И. Теории агрессивности и детская агрессия / И. Романов, С. Бондаренко // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 45-49. 21. Румянцева Т.Г. Понятие агресивности в современной зарубежной психологи / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 82-86. 22. Семенюк Л.М. Особенности агресивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М. ; Воронеж, 1996. 23. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подрастковом возрасте / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1988.– № 6. – С. 31-41. 24. Фрейд, Зигмунд. Психоаналитические этюды / сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский. — Минск: Поппури, 2010. — 608 с. 25. Фром З. Анатомия человеческой деструктивности / З. Фром. – М., 1994. 26. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996. 27. Хьел Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. – СПб., 1997. – 428 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image