Введение 3
1 Правовая характеристика договора коммерческой концессии в Российской Федерации 5
2 Правовой статус субъектов договора коммерческой концессии по законодательству России 9
3 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 15
4 Ответственность сторон по договору коммерческой концессии 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Читать дальше
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Институт коммерческой концессии - новый самостоятельный институт в российском праве. Нормы данного института осуществляют правовое регулирование такого способа ведения предпринимательской деятельности, как коммерческая концессия. В мировой практике данный способ именуется также «франчайзинг». Таким образом, франшиза - это, прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий правообладателя.
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности). Исключение составляют наименование мест происхождения товаров и фирменные наименования, поскольку передача прав на них запрещена законом. Существенными условиями договора коммерческой концессии следует считать условия о предмете и цене.
Основной функцией договора коммерческой концессииявляется не только предоставление правообладателем пользователю права использования комплекса исключительных прав в предпринимательской деятельности, но и совершение определенных действий по организации предпринимательской деятельности. Кроме того, договор коммерческой концессии связан с инвестициями и инвестиционной деятельностью, зачастую рассматривается в качестве инвестиционного механизма.
Условиями, без достижения соглашения по которым договор коммерческой концессии нельзя считать заключенным, являются условия:
1) о предмете договора;
2) о размере вознаграждения, выплачиваемого пользователем правообладателю;
3) о виде предпринимательской деятельности, на осуществление которой рассчитан заключаемый сторонами договор, и
4) о способах использования исключительных прав, предоставляемых в составе комплекса.
При автоматическом прекращении договора коммерческой концессии, скорее всего, действует правило, согласно которому регистрационная запись о прекращении соглашения должна производиться компетентным государственным органом самостоятельно, без какого-либо специального заявления со стороны участников договора.
Наиболее эффективным для пользователя способом предупреждения существенных потерь от неисполнения соответствующих обязательств является включение в их условия положений об ответственности неисправного должника в форме выплаты сумм штрафной неустойки. В целях недопущения снижения судом размера неустойки пост. 333ГК РФ в обоснование ее соразмерности пользователь может ссылаться на убытки от невозможности осуществления предпринимательской деятельности по договору коммерческой концессии, вызванные непоставкойтовара, подлежащего последующей перепродаже (сбытовой франчайзинг), несвоевременным предоставлением в лизинг оборудования, необходимого для производства продукции или оказания услуг (когда речь идет о производственном франчайзинге или франчайзинге в сфереобслуживания).
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. –2014. -№ 6. -Ст. 548.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (по сост на 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.12.2001 22.12.1995 (по сост. на 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
4. О Федеральной службе по интеллектуальной собственности (вместе с «Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности»): Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 218 (по сост. на 27.12.2014) // Собрание законодательства РФ, 02.04.2012, № 14, ст. 1627.
5. Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации: Приказ Роспатента от 29.12.2009 № 186. [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].
Научная литература и материалы периодической печати
6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М. : Статут, 2003. -1055 с.
7. Городов О.А. Право промышленной собственности: учебник. М.: Статут, 2011. 942 с.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации: Фирменное наименование. Товарный знак. Место происхождения товара. Коммерческое обозначение. Постатейный комментарий к главе 76 / М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, В.В. Орлова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2015. 222 с.
9. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 2 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2008.
10. Гражданское право: Учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.В. Гутников и др.; под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007. Т. 2. 608 с.
11. Гражданское право: В 4 т. Том 4 : Обязательственное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / [Витрянский В.В. и др.]; отв. ред. — Е.А. Суханов. — 3-е изд., перераб. и доп. — M.: Волтерс Клувер, 2010. — 800 с.
12. Джермакян В.Ю. 200 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики // СПС КонсультантПлюс. 2012.
13. Дьяченко Д. Фатальный успех концессии//Бизнес-адвокат. 2010. N5.
14. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, Статут, 2013. 640 с.
15. Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности // Юрист. 2014. № 11. С. 31 - 33.
16. Мальцев К.Л. Товарные знаки как объекты интеллектуальных прав предпринимательской деятельности// Право и бизнес: сборник статей I ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / М.Ю. Абрамкина, М.Г. Абрамова, А.А. Алпатов и др.; под ред. И.В. Ершовой. М.: Юрист, 2012. 770 с.
17. Манохова С.В. Договор коммерческой концессии: вопросы права // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 11. С. 46 - 51.
18. Сорокина Е.М., Фадеева А.А. Лицензионный договор и договор коммерческой концессии: правовой и учетный аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 40. С. 10 - 22.
19. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.
20. Титова М.Н. Правовой статус субъектов франчайзинга бизнес-формата // Предпринимательское право. 2014. N 3. С. 57 - 62.
21. Целовальникова И.Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: монография. М.: Юридический институт МИИТа, 2013. 166 с.
Читать дальше