Введение……………………………………………………………….…...……..3
1 Концепция Н. Данилевского………………………………………...…………4
2 Концепция О. Шпенглера………………………………………….…………..8
3 Сравнение концепции Н. Данилевского и О. Шпенглера…………………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………….……..16
Читать дальше
На основе анализа философско-исторических концепций О. Шпенглера и Н. Данилевского о культурно-исторических типах, мы выявили точку зрения ученых на роль Запада в общемировом процессе. Выяснилось, что Запад не играет определяющую роль в развитии мировых цивилизации, поскольку каждая локальная цивилизация проходит все стадии развития независимо друг от друга.
Европа, по мнению ученых, находится на последней стадии своего развития – цивилизации.
Сами периоды развития подразделяются на периоды зарождения, становления, расцвета и упадка. Следовательно, Европа согласно идее цикличности должна погибнуть, как погибли и многие Древние цивилизаций.
При этом, Шпенглер и Данилевский выделяли славянскую цивилизацию, находящуюся в стадии развития и способную сыграть важную роль в историческом процессе.
Стоит отметить, что как Шпенглер, так и Данилевский негативно оценивали европейскую цивилизацию как порождение массовой культуры, бюрократии, технократизма и преувеличенной роли денег и власти.
Достоинство концепций Шпенглера и Данилевского состоит и в том, что ими выделены типы культур, среди которых высокие культуры, оказавшие огромное влияние на развитие общемировой культуры и культуры негативные или низшие, находящиеся в стадии созревания.
Притом, мнение ученых относительно взаимодействия культур в некотором роде расходятся. В частности, Данилевский настаивает на взаимовлиянии разных культур и обогащении общемировой культуры специфическими для каждой культуры особенностями. Шпенглер же говорил о замкнутости и автономности культур.
Несмотря на это, в концепциях обоих ученых содержатся схожие представления о развитии культур и характере западной культуры.
Читать дальше
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. – 816 с.
2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в).- М.: “Греко-латинский кабинет”, 1999. - 448 с.
3. Панова Л.Н. Теория локальных культур Н. Данилевского и О. Шпенглера (сравнительный анализ). / Л.Н. Панова. – №4 (48). - Вестник МГУКИ, 2012. – С.32-34.
4. Афанасьев В.В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // Социс, 2005. - №5. – С.129-137.
5. Голосенко И.А., Султанов К.В. Культурная морфология О. Шпенглера о «ликах России». – Журнал социологии и социальной антропологии, 1998.
6. Гуревич П.С. Культурология. - М.:Гардарики, 1999. - C.146-148.
7. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999.
8. Жуков В.Ю. Основы теории культуры: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2004. – 227 с.
Читать дальше