Итак, для России Китай является наиважнейшим партнером. Во внешней политике Россия и Китай занимают одинаковые позиции по многим вопросам. Например, Москва и Пекин проявили солидарность в недопущении американо-ваххабитской агрессии против Сирии. Россия и КНР занимают лидирующие позиции в таких международных структурах, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Бразилия-Россия-Китай (БРИК) и т.д. Много точек соприкосновения у нах стран и в области взаимоотношений со странами Средней Азии и их соседями. Так, например, в период между 2007-2012 г. Россия и Китай повысили активность в рамках проекта развития трехстороннего сотрудничества «Россия-Индия-Китай» (РИК), вовлекая Индию и государства Центральной Азии в плотное взаимодействие в следующих областях: энергетика, транспортная инфраструктура, биотехнологии, фармацевтика, химия и др.
В настоящий момент Пекин стремится привязать интеграционные механизмы и их торгово-экономическую составляющую к ШОС (посредством создания в ней зоны свободной торговли в рамках проекта «ЗСТ-2004»).
Для Москвы же ШОС — это международная площадка, на которой вырабатывается общая стратегическая линия и достигается консенсус по спорным вопросам.
При этом Москва заинтересована в создании таких правил игры, при которых интеграционные проекты, торгово-экономические процессы, инвестиционная и транспортно-коммуникационная составляющая, а также таможенные условия были бы встроены в единую модель: ШОС-Таможенный Союз-Евразийский Экономический Союз. В настоящий момент такую модель еще только предстоит создавать.
Несмотря на на определенные сложности как внутреннего, так и внешнего характера российско-китайские отношения развиваются успешно, причем важную роль в этом играет КПРФ и ее лидер Г.А. Зюганов.
Все эти годы товарооборот между Россией и Китаем неуклонно рос: если в 2006 году он составлял 33.4 млрд. долларов, то в 2012 году превысил 90 млрд, а к 2016 году должен составить 150 млрд!
И, конечно, и России, и Китаю, в целом, и Компартиям России и Китая, в частности, необходимо учиться на опыте друг друга и друг у друга, чтобы Китай не повторил трагических ошибок СССР времен перестройки, ставшей по сути глобальной операцией либерального фашизма, осуществленной, в том числе, через «пятую колонну»; и чтобы мы, русские и другие народы России, нашли в себе силы вернуться к сталинской парадигме развития в условиях XXI века.
Россия и КНР занимают лидирующие позиции в таких международных структурах, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Бразилия-Россия-Китай (БРИК) и т.д. Много точек соприкосновения у нах стран и в области взаимоотношений со странами Средней Азии и их соседями.
Так, например, в период между 2007-2012 г. Россия и Китай повысили активность в рамках проекта развития трехстороннего сотрудничества «Россия-Индия-Китай» (РИК), вовлекая Индию и государства Центральной Азии в плотное взаимодействие в следующих областях: энергетика, транспортная инфраструктура, биотехнологии, фармацевтика, химия и др.
Россия сотрудничает с Китаем и в рамках других проектов. Речь идет о Таможенном и Евразийском союзах, о военном сотрудничестве под эгидой Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), о Союзном Государстве России и Белоруссии и т.д..
На протяжении последних 30 лет Китай стремительно развивается. В своей книге «Китаизация: последствия роста мощи Китая для мира в XXI веке» (Москва, «Международные отношения», 2013г..) доктор философских наук, профессор А. Байчоров, долгое время проработавший на дипломатической службе в США, Западной Европе и Китае, следующим образом описывает рост экономики КНР: «...китайская экономика взяла хороший старт в одиннадцатой пятилетке (2006-1011 гг. прим. авторов.) По данным национального бюро статистики КНР ВВП Китая вырос в 2006 г. на 10.7 % по сравнению с предыдущим годом и достиг 20.94 трлн. юаней (2.68 трлн. долларов). Индекс потребительских цен вырос на 1.5 %, при этом цены на жилье в 70 крупных городах выросли на 5.5%.[1]
Такой впечатляющий рост стал возможным прежде всего благодаря притоку многомиллиардных зарубежных инвестиций (прямые зарубежные инвестиции в КНР составили в 2002 г. 52.7 млрд. долларов; в 2003 г. - 53.5; в 2004 — 60.6; в 2005 — 60.3; в 2006 — 63 млрд. долларов). Далее А. Байчоров указывает на проблемы развития китайской экономики.
Главным препятствием на пути развития торгово-экономического сотрудничества на нынешнем этапе является состояние российской экономики и российского общества в целом. Без решения проблем коррупции, развития инновационной экономики, рывка в области инфраструктуры дальнейший рост двусторонней торговли вряд ли возможен. В конечном счете большинство этих проблем являются политическими, так как их решение, требующее политической воли с российской стороны, назрело, и оно необходимо не только для наших отношений с Китаем, но и для развития страны в целом. В то же время именно общероссийский характер большинства отмеченных проблем делает их решение крайне сложным. Нерешенность же их приведет к тому, что Россия станет намного более зависимой от китайского рынка, чем Китай от российского (в 2008 г. Китай стал третьим по значению торговым партнером России, на который приходилось 7,6% российского внешнеторгового оборота (Табл. 3). В то же время Россия, будучи восьмым торговым партнером Китая (2,2% общего внешнеторгового оборота (Табл. 2), превратится только в поставщика сырьевой составляющей Китаю, таким же, каким она уже стала по отношению к Европе.
Промышленная инфраструктура Китая должна обеспечить России крупные инвестиционные потоки в реальный сектор экономики за счёт притока Китайских инвесторов. Опыт управления Китая государственными предприятиями тоже может сыграть большую роль в отношениях Москвы и Пекина, так как в государственной собственности находится большое множество компаний, не имеющих эффективного управления и отдачи.[6]