Лизинг - это комплекс имущественных отношений, складывающихся в основанной на кредите инвестиционной операции, состоящей из покупки и последующей аренды актива.
Объем нового бизнеса за 2014 год снизился на 13% и составил 680 млрд. рублей. Причина – в сокращении ж/д и авиасегментов, которое подтолкнуло лидеров рынка к наращиванию сделок с МСБ. Рынок продолжит падение и в 2015 году: согласно базовому прогнозу агентства, новый бизнес сократится на 20%. Крупнейшие сегменты продемонстрируют сжатие, а точкой поддержки станет автолизинг с нулевыми темпами прироста. Сокращение бизнеса и ухудшение макроэкономической ситуации уже привели к росту доли проблемных активов (с 6% до 10% в совокупном лизинговом портфеле), и мы ждем сохранения этой тенденции в 2015 году.
Впервые за пять лет новый бизнес (стоимость имущества) на рынке лизинга сократился и достиг минимального объема с 2011 года.
Согласно прогнозам «Эксперта РА» (RAEX), в 2015 году объем нового бизнеса сократится даже при оптимистичном сценарии. В случае его реализации сокращение может составить 10%, а объем нового бизнеса снизится до 610 млрд рублей. Данный прогноз предполагает сокращение ж/д и авиасегментов на 30% и 20% соответственно. Рост автолизинга составит не менее 5%, а падение прочих сегментов – около 8%. Согласно пессимистичному (базовому) сценарию, объем нового бизнеса сократится до 540 млрд рублей (-20%). В этом случае падение сегментов ж/д и авиатехники составит не менее 40%, а сегмент-лидер прошлого года – автолизинг – на фоне удорожания автомобилей и спада автопродаж продемонстрирует нулевые темпы прироста.
В структуре финансирования сделок за 2014 год доля кредитов снизилась почти на 10 п. п. по сравнению с 2013 годом.
Причина кроется в росте кредитных ставок на протяжении всего 2014 года. Отдельно стоит отметить шоковое повышение ключевой ставки Банком России в середине декабря 2014 года с 10,5% до 17%, последствия которого сегодня все больше ощущает лизинговый рынок. По данным анкетирования, не менее 95% лизинговых компаний столкнулись с пересмотром банками процентных ставок по уже выданным до 17 декабря кредитам.
Лидером рынка, как и годом ранее, стал «ВЭБ-лизинг», второе и третье место занимают ВТБ Лизинг и «Сбербанк Лизинг» соответственно. В совокупности доля тройки лидеров составила около 37% всего объема нового бизнеса (за 2013 год – 35%). Стоит отметить, что активное заключение крупных сделок компанией «Сбербанк Лизинг» в IV квартале 2014 года удержало рынок от более сильного падения (около 18%). Доля лидера рынка в 2014 году увеличилась на 6,4 п.п. и составила 15% (в 2013 году – 8,6%)
По сравнению с 2013 годом в территориальном распределении лизинговых сделок за прошедший год произошло снижение доли Санкт-Петербурга на 5,6 п.п. (обусловлено крупной разовой сделкой в 1 полугодии 2013 года), первые (пилотные) сделки во 2 полугодии были заключены в Крымском ФО, а доля Центрального ФО за 2014 год выросла почти на 3 п.п. Крупнейшим регионом по объему заключаемых новых договоров лизинга по-прежнему остается Москва (43,1% за 2014 год).
Рост доли авиасегмента (+6,8 п. п.) в совокупном лизинговом портфеле на 01.01.2015, несмотря на падение суммы новых договоров лизинга (-44,3%), объясняется ростом курсов доллара США и евро по валютным лизинговым договорам с авиатехникой.
Сокращение крупных сделок (прежде всего ж/д и авиасделок) на рынке в 2014 году отразилось и на структуре сделок с точки зрения размеров лизингополучателей.
Позитивным моментом на сегодняшний день является гораздо меньший объем валютных обязательств у лизинговых компаний, чем в предшествующий финансовый кризис, что снижает давление на качество лизингового портфеля.
Помимо мероприятий по снижению валютных рисков, лизингодатели вынуждены в 2015 году пересматривать продуктовые линейки: повышены требования к клиентам и допобеспечению, сокращается число видов оборудования по экспресс-продуктам, происходит переориентация на отечественных производителей, пересмотр региональных программ, ряд ранее разработанных пилотных проектов будет замораживаться. Сегодня нередко дилеры вынуждены пересматривать условия своих спецпрограмм, что также приводит к уменьшению количества совместных лизинговых продуктов.
Работа в текущих условиях идет в основном с постоянными клиентами, только немногие компании ставят планы по агрессивному привлечению клиентов от конкурентов. Количество компаний, желавших еще в начале 2014 года приобрести портфели других лизингодателей, снизилось, так как многие сегодня озабочены качеством собственного портфеля и нацелены на работу с проблемной задолженностью и повышение эффективности бизнес-процессов.
Для абсолютного большинства лизингодателей главным критерием выживания на падающем рынке в 2015 году является эффективная работа с дебиторской задолженностью.
Еще одним существенным критерием успешности для компаний будет ориентация бизнеса на оборудование, востребованное при текущих макроэкономических и внешнеполитических условиях. На 2015 год наибольшие надежды участники рынка возлагают на автолизинг, принимая во внимание ликвидность имущества.
Согласно негативному прогнозу «Эксперта РА» (RAEX), новый бизнес составит в 2015 году около 540 млрд рублей. Данный сценарий учитывает усиление кризисных явлений в крупнейших сегментах – ж/д и авиатехники, падение которых может составить 45% и 42% соответственно.
Авиакомпания ORENAIR (ОАО «Оренбургские авиалинии») - правопреемник Оренбургского объединенного авиаотряда. Авиакомпания ведет свою историю с 1932 года и является одним из старейших авиапредприятий в России.
Маршрутная сеть авиакомпании включает более 255 направлений по международным чартерным рейсам, 10 международных и 15 внутренних направлений, выполняемых рейсами на регулярной основе.
Регулярные рейсы выполняются по 25 направлениям, из них 15 по внутренним воздушным линиям и 10 по международным.
Показателем эффективности работы авиакомпании является непрерывный поиск направлений развития маршрутной сети.
Финансовое состояние за 3 года изменилось в худшую сторону, данное состояние подтверждают показатели ликвидности, пятифакторная модель Бивера, горизонтальный и вертикальный анализ, соответственно, конкурентоспособность предприятия снижается.
Исходя из результатов проведенного анализа, рекомендуется стратегия роста, которая реализуется за счет внедрения технологических инноваций.
На основании проведенного анализа для ОАО “Оренбургские авиалинии” нами разработаны меры для повышения эффективности деятельности.
Такими мерами могут быть:
1. Сохранение сложившихся хозяйственных связей.
2. Снижение себестоимости.
3. Совершенствование ценообразования на оказываемые услуги.
4. Реорганизация соответствующих компонентов или системы управления предприятием в целом, повышение квалификации менеджеров.
Основными направлениями реализации разработанной стратегии являются:
- увеличение объемов перевозок и рыночной доли;
- развитие маршрутной сети;
- расширение и модернизация парка воздушных судов;
- повышение уровня качества продуктового предложения и обслуживания пассажиров;
- расширение использования современных информационных технологий и инновационного развития;
- совершенствование управления;
- подготовка и повышение квалификации персонала.
Оценка экономической эффективности лизинга самолета А-320 показала, что:
Стоимость, рублей: 120 000 000
Аванс, рублей: 24 000 000
Взнос (ежемесячный), рублей: 5 342 954
Количество платежей: 24
Всего к оплате за весь период лизинга, без учета аванса, рублей: 128 230 896
Эффективность лизинга по сравнению с кредитом составила 11,5%.
После анализа приведенного расчета становится ясно: экономически эффективнее использовать лизинговый механизм получения оборудования. Лизинг позволяет проводить пополнение основных средств, сохраняя чистую прибыль лизингополучателя и не снижая ее финансовую эффективность.