Введение 3
Глава 1. Теоретические основы миграционных процессов в пространстве Россия-СНГ 4
1.1. Отличительные особенности миграционного процесса стран СНГ 4
1.2. Государственное регулирование миграционных процессов 4
1.3. Особенности миграции в отдельных странах СНГ 8
Глава 2. Исследование особенностей учебной миграции из стран СНГ в г. Москва 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Основные характеристики выборочной совокупности 16
2.3. Оценка мотивов выбора Москвы 17
2.4. Отношение к учебе в Москве 18
2.5. Источники финансирования 18
2.6. Трудовая деятельность 20
2.7. Материальное положение 22
2.8. Взаимодействие с принимающим обществом 22
2.9. Перспективы пребывания 24
2.10. Интеграционный потенциал студентов 25
Заключение 29
Список литературы 31
Читать дальше
В целом можно сделать вывод, что развитие государственного регулирования миграционных процессов государств-участников СНГ имеет свои отличительные особенности, отвечает требованиям социально-экономической ситуации, складывающейся в конкретном государстве, при этом, правовое регулирование находится на различных уровнях развития, но заметна тенденция к формированию единой миграционной политики СНГ.
Проведенный анализ учебной миграции показывает, что на российском рынке образовательных услуг представлена молодежь практически из всех государств бывшего СССР, большинство сту дентов из обеспеченных семей, родители которых имеют высокий образовательный статус.
В миграционной стратегии выбора Москвы решающими факторами были высокое качество образования, что является важным критерием повышения её конкурентноспособности на мировом рынке образовательных услуг, а также наличие в столице родителей, близких родственников, что является важной причиной, смягчающей процесс вхождения в новую социальную среду.
Студенты в целом легко адаптируются к процессу обучения и условиям жизни в Москве. Большинство студентов полностью удовлетворены тем, что они учатся в столице и при возможности заново выбирать 3/4 студентов снова стали бы учиться только в Москве – это является важным критерием позиционирования Москвы (России) в качестве одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.
Большинство студентов продемонстрировали высокую успеваемость, свободное владение русским языком и удовлетворенность качеством образования. Каждый третий студент назвал своим родным языком – русский. Все это способствует тому, чтобы они здесь остались.
Большинству студентов безразлично, жить среди своих или москви- чей – это говорит о слабой внутригрупповой солидарности по национальному признаку и готовности к интеграции. Кроме того, национальная принадлежность для основной части студентов, в отличие от трудовых мигрантов, не является главной проблемой интолерантного отношения к ним принимающего сообщества – это способствует формированию интеграционного потенциала у этой части студентов.
В целом студенты из стран СНГ обладают достаточно высоким интеграционным потенциалом, чтобы стать органичной частью принимающего сообщества и важным источником необходимых России высококвалифицированных специалистов. Наличие установки стать органичной частью принимающего сообщества имеется у 40% опрошенных студентов.
Для реализации интеграционных намерений студентов необходимо:
• разработать программы их социализации;
• формировать в обществе толерантное к ним отношение;
• гарантировать им безопасное пребывание;
• увеличить количество студентов из стран СНГ обучающихся за счет средств федерального бюджета;
• создать доступную информационную сеть о российских вузах;
• развивать социально-бытовые условия пребывания в России.
Для более глубоких выводов и научной обоснованности политики в отношении учебной миграции из стран СНГ (и других государств), безусловно, необходимы более масштабные исследования.
Читать дальше
1. Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2010. – 324 с.
2. Постановление ВС РФ от 12.12. 1991 № 204-1 «О ратификации Соглашения о созании Содружества независимых государств»/ /Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 51. Ст. 1798.
3. Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство//Государство и право. 1996.- № 11.
4. Печенев В.А. Многонациональная цивилизация Россия//Журнал российского права. – 2003. - № 8.
5. Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. - 1995. - N 8.
6. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. – М.: «КОНТРАКТ», 2008. – 336с.
7. Закон Азербайджанской Республики 28 октября 1999г. № 724-IГ «О трудовой миграции»; Закон Республики Беларусь от 17 июня 1998г № 169- З «О внешней трудовой миграции»; Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. № 204 -1 «О миграции населения»; Закон Кыргызской Республики от 17 июля 2000г. «О внешней миграции»; Закон Республики Таджикистан от 11 декабря 1999 г. № 881 «О миграции»
8.Официальный сайт Агентства по миграции Министерства территориального управления Республики Армения// bactoarmenia.com
9. «Еркрамас», - газета, для армян об Армении, издающаяся на территории Краснодарского края РФ с 1996г.
10. «Влияние мирового кризиса на миграционные потоки в Армении станет очевидным только весной»//Еркрамас. – 2009. 13 февр.
11. Градировский С.,Еспипова Н. Миграционная политика киргизского правительства: противостояние или приспособление к сильным человеческим течениям?//Население и общество. – 22 марта - 4 апреля 2010
12. Бюллетень международных договоров. – 2006. - № 6.
13. Полетаев Д.В. Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов // Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы практики взаимной адаптации. - Екатеринбург, 2009.
14. Иванова Т.Д. Таджики в московском социуме // Иммигранты в Москве / Под ред. Ж.А. Зайончковской. - М., 2009. - С. 184, 195, 196, 199, 200.
Читать дальше