Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей развития воображения младших школьников на уроках литературного чтения 7 1.1 Понятие воображения, его виды и функции 7 1.2 Характеристика процесса воображения младшего школьника 16 1.3 Методы и приемы развития воображения, деятельность педагога по развитию воображения 19 1.4 Реализация направления «Литературное чтение» в программе «Школа России» 30 Выводы по главе 1 36 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию воображения младших школьников на уроках литературного чтения 37 2.1 Характеристика программы исследования 37 2.2 Результаты исследования, их описание 44 2.3 Интерпретация полученных данных 65 Выводы по главе 2 66 Заключение 68 Список использованных источников 69 Приложения

"Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения"

дипломная работа
70 страниц
72% уникальность
2015 год
149 просмотров
Перебоева Т.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей развития воображения младших школьников на уроках литературного чтения 7 1.1 Понятие воображения, его виды и функции 7 1.2 Характеристика процесса воображения младшего школьника 16 1.3 Методы и приемы развития воображения, деятельность педагога по развитию воображения 19 1.4 Реализация направления «Литературное чтение» в программе «Школа России» 30 Выводы по главе 1 36 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию воображения младших школьников на уроках литературного чтения 37 2.1 Характеристика программы исследования 37 2.2 Результаты исследования, их описание 44 2.3 Интерпретация полученных данных 65 Выводы по главе 2 66 Заключение 68 Список использованных источников 69 Приложения
Читать дальше
Обоснование актуальности исследования. Как раньше, так и в настоящее время проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов. В современной психологии воображение является предметом активного изучения. Многими исследователями отмечается его крайне важная роль для различных видов деятельности человека – художественной, научной, литературной, а также в достижении творческого успеха. Воображение рассматривается в качестве особого, промежуточного свойства, находящегося между восприятием, мышлением, памятью.


Если написание магистерской работы вызывает у вас трудности, закажите её выполнение у специалистов Work5.


. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно - психологических качеств личности, таких как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость. Проблема происхождения и развития воображения достаточно широко освещена в отечественной и зарубежной литературе. Так, Ж. Пиаже и З. Фрейд считают, что развитие воображения у человека имеет физиологическую основу и связано с созреванием определенных структур, при этом механизмы воображения являются обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками. К. Коффка, Р. Арнхейм рассматривают появление воображения в ходе биологического созревания индивида, и объясняют его воздействием таких механизмов, как внешние и внутренние факторы. В работах Т. Рибо и А. Бэн происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта, который авторы рассматривают через призму его непрерывных трансформаций, таких как ассоциации и накопление полезных привычек. Значительное место занимают исследования, посвященные изучению процесса воображения, и в отечественной психологии, в частности, у детей. Большинством авторов, таких как А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин генезис воображения в детском возрасте рассматривается в ключе развития игровой деятельности ребенка. Важная роль в развитии этого явления отдаеттся также творческим видам деятельности, таким как занятия музыкой, изобразительной, художественно – литературной деятельностью, конструированием. В свою очередь, С. Л. Рубинштейн посвящает большое количество исследований изучению общих механизмов воображения, как физиологических, так и психологических, в то время как проблематика индивидуальных особенностей этого явления им практически не рассматривается. А. В. Запорожец в своих исследованиях доказал взаимосвязь освоения детьми разнообразных средств и развития психических функций, в том числе и воображения. Им также акцентируется внимание на крайне важной значимости постоянного развития и тренировки воображения для предупреждения снижения творческих возможностей личности. Так же, рамках психологических исследований данная тема освещалась в трудах таких психологов как Е. Я. Басин, А. В. Брушлинский, А. Я. Дудецкий, Я. А. Пономарев, П. М. Якобсон, О. М. Дьяченко, Р. С. Немов. Несмотря на достаточно большое количество теоретических разработок, посвященных проблемам путей развития воображения у младших школьников, на сегодняшний день наблюдается недостаточное внимание школы к формированию этих качеств у детей. Это обусловлено, во-первых, неоднозначной трактовкой вышеописанного понятия в различных источниках, отсутствием четкой единой формулировки. Во-вторых, сложность составляет и комплексность данного понятия, вследствие которой оно может рассматриваться и как компонент личности, и как компонент деятельности ребенка. Таким образом, современная педагогическая наука характеризируется появлением новых тенденций к изучению процесса воображения важнейшей из которых является необходимость разработки современных путей его развития в соответствии с нормами и критериями, выраженными в содержании ФГОС. В связи с этим возникает необходимость организации специальной работы, направленной на разработку эффективных средств развития воображения у учащихся младшей школы, что и обуславливает актуальность нашей работы. Целью исследования является исследование особенностей развития уровня воображения младших школьников и разработка программы для его повышения. Объектом исследования выступает процесс воображения младших школьников. Предметом исследования мы обозначили комплекс упражнений, способствующий развитию уровня воображения младших школьников в процессе освоения дисциплины «Литературное чтение». Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что эффективное развитие воображения детей младшего школьного возраста будет осуществляться при условии реализации педагогом целенаправленной образовательной деятельности. Для реализации поставленной цели исследования мы сформулировали ряд таких задач: 1. Проанализировать понятие воображения, рассмотреть его основные виды и функции. 2. Охарактеризовать особенности развития воображения в младшем школьном возрасте. 3. Представить методы развития воображения у детей, специфику деятельности педагога по развитию воображения у учащихся начальных классов. 4. Провести эмпирическое исследования особенностей развития воображения детей в процессе освоения дисциплины «Литературное чтение». 5. Сформулировать соответствующие выводы. В ходе исследования нами были использованы теоретические методы (изучение научной литературы согласно поставленным задачам, теоретическое моделирование, анализ, синтез, структурирование материала), а также психодиагностические методы (методики «Скульптура», «Круги», «Вербальная фантазия»). Работа состоит из введения, 2 разделов, выводов, списка использованной литературы, включающего 46 источников, и включает 11 рисунков и 9 таблиц, а также 3 приложения.

Читать дальше
Включение младшего школьника в учебную деятельность открывает для педагога большие возможности для развития всех познавательных процессов, в том числе и воображения. К сожалению, эти возможности используются в практическом обучении далеко недостаточно: учителя, как правило, не создают необходимых условий для активизации воображения, не проводят в этом направлении целенаправленной и систематической работы. К тому же существующие программы обучения направлены, в основном, на формирование и совершенствование конкретных умений и навыков (речевых, вычислительных, трудовых), а не на развитие творческого воображения учащихся. Эти программы в значительной степени ориентированы на репродуктивную деятельность учащихся, развитию же творческого воображения предается меньшее значение. Проблема заключается в том, что нет единой эффективной и последовательной системы развития творческого воображения младших школьников. Недостаточно используются педагогические технологии в работе по развитию творческого воображения школьников. В ходе проведенного нами исследования особенностей развития воображения младших школьников на уроках литературного чтения мы реализовали такие задачи как: 1. Анализ понятия воображения, рассмотрение его основных видов и функции. 2. Характеристика особенностей развития воображения в младшем школьном возрасте. 3. Представление методов развития воображения у детей, специфику деятельности педагога по развитию воображения у учащихся начальных классов. 4. Проведение эмпирического исследования особенностей развития воображения детей в процессе освоения дисциплины «Литературное чтение». В ходе проведения эмпирического исследования нам удалось подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективное развитие воображения детей младшего школьного возраста будет осуществляться при условии реализации педагогом целенаправленной образовательной деятельности. Полученные результаты расширяют и дополняют существующие теоретические представления о воображении, и могут быть использованы в работе педагогов с целью повышения уровня различных видов воображения у детей. Материалы работы могут также служить основой для разработки рекомендаций педагогам, проведений родительских всеобучей и тренингов. Кроме этого, данные исследования позволяют в дальнейшем более расширенно изучить проблему развития воображения у младших школьников.
Читать дальше
1. Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства : учеб. пособие / Ю. П. Азаров ; Моск. психолого-социал. ин-т. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2014. – 431 с. 2. Анисимова, Т. Г. Подготовка педагогов к выравниванию стартовых возможностей будущих первоклассников: – Пенза, 2011. – 18 с. 3. Арефьева, О. М. Родительское собрание как одна из форм объединения усилий семей учащихся и учителя по развитию личности ребенка. – 2013. - № 1. – С. 163-169. 4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев -М.:Просвещение,1976. - 157с. 5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 6. Бордовская, Н. В. Современные дидактические концепции в содержании педагогического образования и готовность учителя к их применению. // Высшее образование сегодня. – 2013. - № 11. – С. 63-68. 7. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. – М.: Инсти­тут практической психологии, 1996. – 264 с. 8. Веретенникова, Л. К. Реализация дифференцированного подхода в педагогическом образовании бакалавров // Преподаватель XXI век. – 2012. - № 2, ч. 1. – С. 20-27. 9. Волгуснова Е. А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - № 3. – 2014. – с. 44 – 48. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999. - 305с. 11. Григорович Л.А., Марциновская Т.Д. Педагогика и психология :Учебное пособие . М .: Гардарики , 2003. - 480 с 12. Гришина, Г. Н. Реализация принципа преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях современного образовательного пространства // Начальная школа. – 2014. - № 1. – С. 22-29. 13. Драч, И. И. Мониторинг эффективности компетентностно ориентированного управления подготовкой будущих преподавателей в условиях магистратуры // Инновации в образовании. – 2013. - № 6. – С. 17-25. 14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание,2007. - 192с. 15. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.: Норма-Инфра, 1999.- 624с. 16. Дубова, М. В. Начальная школа: анализ современного состояния и проблемы // Начальная школа. – 2013. - № 8. – С. 3-9. 17. Жеребятникова, Г. В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: – Чита, 2013. – 23 с. 18. Зеньковский В.В. Психология детства./Под ред. П.В. Алексеева.-М.: Школа-Пресс, 1996.- 336с. 19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с. 20. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. – 368 с. 21. Колесникова, Г. И. Справочник детского психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 348 с. 22. Коротаева Е. В. О роли научно – методического сопровождения в развитии теории и практики образования // Педагогическое образование в России. - № 4. – 2015. – с. 38 – 45. 23. Кузнецова, Е. Б. Образовательные технологии в педагогическом вузе с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов: теория и практика // Вестник педагогических инноваций. – 2012. - № 2 (30). – С. 18-23. 24. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие.//Психологический журнал. –М.: Наука/Интерпериодика, 2001, №5.- с.57-68. 25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ: «Сфера», 2004. – 464с. 26. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника - М.: Просвещение, 1976 . - 206с. 27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 1-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с. 28. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение., ВЛАДОС, 1995.- 576с. 29. Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 188 с. 30. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 460 с. 31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. –М.: Академия, 2000.-512с. 32. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2001. - 304с. 33. Развитие личности ребенка: от семи до одиннадцати. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 646 с. 34. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 416 с. 35. Рубинштейн, М. М. Проблема учителя. – М. : Академия, 2014. – 171 с. 36. Синдеева Р. Н. Личность преподавателя как важный фактор развития воображения младших школьников на уроках английского языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - № 7. – 2009. – с. 1 – 2. 37. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии.//Дошкольное воспитание. –М.: Просвещение, 1993, №10.- с.69-72. 38. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. - 356с. 39. Соловей Л. Б. Факторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста // Известия Российского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. - № 76. – 2008. – с. 231 – 237. 40. Тутушкина М.К. Современная практическая психология. – М.: Академия, 2005. 41. Фридман Л.М. Психология детей и подростков - М.: Издательство института психиатрии,2004. - 478с. 42. Шефер Е. А. Динамика развития творческого воображения у младших школьников, обучающихся по системе Л. В. Занкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - № 6. – 2008. – с. 34 – 38. 43. Шиянов, E.H. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. - С.23-59. 44. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. - С. 28-49 45. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб пособие - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998.-458с. 46. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды./ Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 416 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image