Введение 1.Теоретические основы изучения арт-терапии как коррекционного мероприятия 1.1. История развития и становления арт-терапии как самостоятельного направления психологии 1.2. Теория арт-терапии: суть, подходы, цели арт–терапии 2. Арт-терапия как метод коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 2.1. Особенности формирования зрительного восприятия у детей с ТНР 2.2. Методы и приемы арт-терапии по формированию зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи Заключение Список литературы Приложение

Арт-терапия как средство коррекции нарушения зрительного восприятия у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
51% уникальность
2015 год
166 просмотров
Рягузова А.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 1.Теоретические основы изучения арт-терапии как коррекционного мероприятия 1.1. История развития и становления арт-терапии как самостоятельного направления психологии 1.2. Теория арт-терапии: суть, подходы, цели арт–терапии 2. Арт-терапия как метод коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 2.1. Особенности формирования зрительного восприятия у детей с ТНР 2.2. Методы и приемы арт-терапии по формированию зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи Заключение Список литературы Приложение
Читать дальше
Проблема зрительного восприятия относится к числу классических, но, тем не менее, по-прежнему актуальных проблем психологии восприятия. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с нарушениями указывали Л. С. Выготский, Е. Ю. Рау, Ю. Б.


Не удаётся выполнить курсовую работу на заказ ? Обратитесь за помощью к Work5.


. Некрасова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, отмечая особую роль арт-технологий в развитии психических функций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Различные виды искусства все больше исследуются в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных и коррекционных средств. Арт-технологии представляют собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения. Поскольку арт-технологии реализуются воздействием средствами искусства, то их систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства. Выделяют следующие направления арт-технологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-терапия, ландшафтная арт-терапия); музыкальная арт-терапия; драматерапия; нарративная арт-терапия (сказочная арт-терапия). Коррекционные возможности использования арт-терапии обусловлены предоставлением ребенку с нарушениями развития возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии демонстрирует их роль в работе с детьми с различными нарушениями в развитии: с нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями аутистического спектра, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и др. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с особенностями психофизического развития, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Различные виды индивидуальных и групповых занятий с использованием арт-терапии могут существенно повысить эффективность коррекционной работы с детьми данной категории в условиях образовательного учреждения. Нарушение зрительного восприятия у школьников с ТНР проявляется в трудностях понимания и употребления предлогов и предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения; ошибках в ориентировке в «схеме собственного тела» и в «схеме тела» человека, стоящего напротив; затруднениях в ориентировке в окружающем пространстве и на плоскости (листе бумаги) Для успешной учебы в школе ребенок должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями и т.д.. Цель исследования: рассмотреть арт-терапию в системе коррекционных мероприятий по формированию зрительного восприятия у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Гипотеза исследования: мы предположили, что арт-терапия служит эффективным средством коррекции зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ТНР, так как обеспечивает целостность, дифференцированность, константность восприятия, кроме того процесс арт-терапии способствует формированию эталонов цвета, формы, величины. Задачи исследования: 1. Изучить особенности арт-терапии. 2. Изучить особенности зрительного восприятия младших школьников с ТНР. 3. Изучить влияние арт-терапии на развитие зрительного восприятия у младших школьников с ТНР. Объект исследования: система коррекционных мероприятий по формированию зрительного восприятия у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Предмет исследования: арт-терапия в системе коррекционных мероприятий по формированию зрительного восприятия у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Методы и методики: Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).

Читать дальше
В настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством. Одно из направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества - арт-терапия или «терапия творческим самовыражением». Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Применительно к специальному образованию арт-терапию, можно рассматривать, как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Появление арт-терапии (термин А. Хилла) на стыке искусства и науки относят к 30-м годам прошлого столетия. Коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением человеку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием собственного «Я», личности, что помогает мобилизовать внутренние естественные механизмы саморегуляции. Арт-терапевтическая практика всегда имеет очищающий, освобождающий характер. Актуальность использования методов арт-терапии в работе психолога с детьми с особыми образовательными потребностями объясняется несколькими причинами. Практический опыт показывает, что становится недостаточно только традиционных приемов коррекции тех или иных недостатков детей. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных способов работы. Наряду с использованием традиционных методов, важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть методы арт-терапии: существуют широкие возможности их использования в психокоррекционной работе, они эффективны при самых различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей с особыми образовательными потребностями. Включение в работу психолога арт-методов соответствует новым федеральным государственным требованиям и строится на принципах разностороннего развития детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). В целом, методы арт-терапии направлены на развитие, в первую очередь, воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, кроме того, развиваются навыки правильного положения руки и захвата карандаша при рисовании, а ведь именно они лежат в основе умения писать. Таким образом, использование методов арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями не только обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придаёт ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, доступные формы, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Кроме того, использование методов арт-терапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе. Кроме этого арт-терапия имеет положительные результаты в коррекции зрительного восприятия у детей с ТНР. Исследование зрительного восприятия детей с ТНР свидетельствуют об отставании развития этой функции по сравнению с детьми с нормальным вещанием. В частности, имеет место недостаточная сформированность целостности образа предмета. При этом простое обычное опознание реальных объектов и их изображений не отличается от нормального. Однако детям сложно узнать предметы, если они размещены в необычном ракурсе; когда нужно узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Поэтому дети не всегда узнают и часто путают изображение букв или их отдельные элементы. Трудности возникают в процессе построения целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Например, если ребенку с нормальным развитием на рисунке показать трех произвольно расположенные точки, то она сразу, самопроизвольно, воспримет их как вершины воображаемого треугольника. У детей с нарушением речи формирования подобного единого образа происходит значительно медленнее. Наблюдается замедленность процесса переработки информации. Дети воспринимают за определенное время меньший объем материала, чем их ровесники с нормальным развитием. Так, арт-терапия способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия, зрительно-двигательной координации, тонкой моторики, музыкотерапия — развитию фонематического слуха и так далее.
Читать дальше
1. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. [Текст] / В.А. Барабанщиков - М.: Наука, 2010. - 239 с. 2. Безруких М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет. [Текст] / М. Безруких, Л. Морозова. – М.: 2005. – 266 с. 3. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера [Текст] / В. Беккер-Глом, Бюлов Э.// Исцеляющее искусство. - 2009.- № 1. – С. 3-12. 4. Бурачевская О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 139-142. 5. Бурачевская, О. В. Особенности зрительного восприятия старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 840–846. 6. Градова, Г. Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР [Текст] / Г. Н. Градова, Ю. Г. Воронина // Логопед в детском саду — 2006. — № 5. — С. 46–49. 7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — СПб.: Речь, 2003. 8. Кацер, О. В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей [Текст] /О. В. Кацер // Музыкальная палитра. — 2003. — № 3. — С.29–31. 9. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. [Текст] / А.И. Копытин. – СПб: Питер, 2012. – 368 с. 10. Мамайчук И.И. Психокорекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2010. - С. 43 – 81 11. Мартынова Г.Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии [Текст] / Г.Ю. Мартынова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 2. – С.13-18. 12. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 13. Моргачева, И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка школьников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений [Текст] / И. Н. Моргачева. — СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2009. 14. Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии школьников [Текст] / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. — М.:ТЦ Сфера, 2015. 15. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию [Текст]: учебное пособие. / И.В. Сусанина. – М.: Когито-Центр, 2007. – 95 с 16. Яхина М. Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи [Текст] / М. Т. Яхина // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 139-142.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image