Введение 3 Глава 1. Внутренняя форма слова 5 1.1. Понятие внутренней формы слова 5 1.2. Лингвистическая концепция А.А. Потебни 7 1.3. Лингвофилософские взгляды А.А. Потебни 12 Глава 2. Применение концепции А.А. Потебни о внутренней форме слова 17 2.1. И. Анненский и А.А. Потебня 17 Заключение 27 Список литературы 30

3. Внутренняя форма слова в концепции А.А.Потебни

курсовая работа
Литература
30 страниц
90% уникальность
2015 год
163 просмотров
Гусельникова М.
Эксперт по предмету «Русский язык и культура речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Внутренняя форма слова 5 1.1. Понятие внутренней формы слова 5 1.2. Лингвистическая концепция А.А. Потебни 7 1.3. Лингвофилософские взгляды А.А. Потебни 12 Глава 2. Применение концепции А.А. Потебни о внутренней форме слова 17 2.1. И. Анненский и А.А. Потебня 17 Заключение 27 Список литературы 30
Читать дальше
Научное мировоззрение профессора Харьковского университета Александра Афанасьевича Потебни (1835–1891), воспитавшего целую плеяду талантливых (правда, уступавших своему учителю) исследователей и положившего начало направлению, вошедшему в историю науки под именем «потебнианства», во многом было связано с идеями, высказанными В. Гумбольдтом и интерпретированными X. Штейнталем, хотя отнюдь не повторяло их. Характерна и широта его интересов: помимо собственно лингвистических трудов наследие Потебни включает работы, посвященные литературоведению, фольклору, философии, мифологии.


Хочешь знать, где продается курсовая дешево ? На Work5.


. В то же время, сосредоточившись на таких проблемах, как взаимоотношение языка и мышления, внутренняя форма слова, развитие предложения и др., харьковский языковед, весьма критически оценивавший натурализм Шлейхера и его реконструкционные увлечения, остался практически в стороне и от младограмматизма вообще и от столь остро стоявшего в последней трети XIX в. вопроса о звуковых законах в частности. Поэтому актуально будет рассмотреть основные положения лингвистической концепции А.А. Потебни. Предмет изучения данного курсового исследования – внутренняя форма слова. Объект – внутренняя форма слова в концепции А.А. Потебни. Целью работы стало определение основных положений концепции о внутренней форме слова А.А. Потебни. Исходя из данной цели, ставим ряд задач: - дать определение понятию «внутренняя форма слова»; - выявить и проанализировать основные положения лингвистической концепции А.А. Потебни; - определить, в чем особенности философско-лингвистической концепции; - найти примеры, где учение о форме слова А.А. Потебни нашло свое применение и проанализировать их. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на подпункты, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Внутренняя форма слова Понятие внутренней формы слова Внутренняя форма слова - связь звукового состава слова и его первоначального значения, семантическая или структурная соотнесённость составляющих словоморфем с другими морфемами данного языка; способ мотивировки значения в данном слове. Слово характеризуется неразрывной связью его звуковой оболочки и значения, однако в одних случаях эта связь для говорящих совершенно прозрачна, а в других - оказывается неясной; напр., вполне очевидно, что слова вторник и пятница называют второй и пятый день недели, а подснежник — это цветок, который появляется «под снегом»[1, с.97]. Мотивировка значения в подобного рода словах достаточно ясна, т. е. ясна внутренняя форма слова. Вместе с тем существует много примеров, когда мотивировка значения слов в современном русском языке оказалась утраченной, хотя она явно осознавалась в древнерусскую эпоху. Для того чтобы понять эту мотивировку, вскрыть внутреннюю форму слова, нужны специальные разыскания. Воссозданием утраченной внутренней формы слова занимается этимология. Например, в современном сознании глагол стрелять и сущ. выстрел связываются со звуком, со стрельбой из огнестрельного оружия, а не со словом стрела, с которым они первоначально были связаны; внутренняя форма слов стрелять и выстрел оказалась забытой. Точно так же забыта внутренняя форма слова брак - 'супружество', связанная с глаголом брать (ср. укр. побратися - 'сочетаться браком'), внутренняя форма слова портной, связанная с порты-'одежда* (портной - 'тот, кто шьёт одежду'), внутренняя форма слова неделя - 'нерабочий день' (от не делать, отсюда и понедельник — 'день после нерабочего дня') и т. д.[1, с.97] Следовательно, внутренняя форма слова — это первоначальное его значение, в основу которого положен какой-то определённый признак предмета или явления. При этом выбор такого признака не обязательно должен определяться его существенностью: это может быть лишь «бросающийся в глаза признак» [16, с.33]; поэтому в разных языках один и тот же предмет может быть назван на основе выделения разных признаков, напр. рус. портной — нем. Schneider (от schnciden - 'резать'); болг. шивач (от шия — 'шить'); рус. напёрсток — букв, 'надеваемый на перст' (перст - 'палец') - нем. Fingerhut - букв, 'палец-шляпа'. Однако наряду со специфическими чертами в назывании предметов и явлений в разных языках может наблюдаться и общее в способах выражения понятий, что связано с общностью принципов человеческого восприятия. Так, если в русском языке в названии подснежник отражается признак раннего появления этого цветка, то в немецком Schneeglokchen — букв, 'снежный колокольчик' – тоже обнаруживается связь со снегом, но есть и дополнительный признак - форма цветка, в англ. snowdrop - букв, 'снежная капля' - иное представление формы, но связь со снегом сохраняется, а во франц. perce-neige — букв, 'пробивающийся через снег' — добавляется ещё и представление о движении. Утрата внутренней формы слова, или демотивация, объясняется разными причинами: она может быть связана с утратой того слова, от которого образовано данное слово (так, утрата в русском языке слова коло — 'колесо' привела к утрате В. ф. с. кольцо — первоначально уменьшительное от коло и слова около — букв, 'вокруг'), с утратой предметом признака, ранее для него характерного (так, город перестал быть связан с городить, т. к. города перестали огораживаться; мешок перестал быть связан с мехом, хотя первоначально это уменьшительное от мех), с существенными фонетическими изменениями облика слова в истории языка (напр., первоначально к одному корню восходят пары слов коса и чесать, городить и жердь, говор и жук, цена и каяться)[16, с.33].

Читать дальше
Александр Афанасьевич Потебня считается виднейшим последователем В. Гумбольдта в российском языкознании второй половины ХIХ в. В его учении о слове следует отметить 3 примечательных момента. 1. Отрицание полисемии. Согласно признанной в лингвистике точки зрения слово может одновременно обладать несколькими значениями. А.А. Потебня считал ее ошибочной, так как многозначность слова возможна только вне речевой ситуации. Поддерживая идею В. Гумбольдта о языке как постоянно возобновляющейся деятельности, А.А. Потебня утверждал, что о слове надо судить не по словарю, а по его действительной жизни, которая совершается только в речи. В речи же слово всегда имеет только одно значение. 2. Ближайшее и дальнейшее значения слова. Каждый человек имеет индивидуальный уровень знаний о мире. Поэтому те содержания, которые люди вкладывают в слова при обозначении предметов и явлений не могут быть абсолютно одинаковыми. Тем не менее, в процессе общения люди понимают друг друга. Значит, в содержании слов есть как индивидуальное, так и общее. Учитывая это, А.А. Потебня пришел к выводу, что в слове следует различать ближайшее и дальнейшее значения, которые сейчас называют соответственно объективным и субъективным. Все одинаковое, что есть в содержании слова у разных людей, А.А. Потебня относил к его ближайшему значению, а все различное – к его дальнейшему значению. В повседневной речи люди имеют дело только с ближайшими значениями слов, поэтому они понимают друг друга. Проявление в речи дальнейших значений слов приводит обычно к нарушению взаимопонимания собеседников. Тем самым А.А. Потебня развивает идею В. Гумбольдта, выраженную в одной из его антиномий языка – в антиномии понимания и непонимания. Потебня подчеркивал, что языкознание может изучать смысловую сторону слова лишь до известного предела, иначе оно рискует оказаться своеобразной «наукой наук», охватывающей все отрасли знания. Нельзя, н-р, требовать от языкознания, чтобы при изучении значения слова ‘дерево’ оно излагало содержание соответствующего раздела ботаники. Иными словами, А.А. Потебня полагал, что предметом языкознания может быть только ближайшее значение слова. 3. Внутренняя форма слова. Кроме звуковой оболочки и значения А.А. Потебня вводит в понятие слова еще один элемент – его внутреннюю форму. Учение о внутренней форме слова у А.А. Потебни является преломлением в конкретизированном виде учения В. Гумбольдта о внутренней форме языка. В трактовке А.А. Потебни значение слова – это сложная совокупность познанных человеком признаков называемого этим словом предмета или явления, а внутренняя форма слова – это лишь один из всей совокупности признаков, который положен в основу наименования данного предмета или явления. Н-р, внутренней формой слова ‘ледокол’ является зафиксированный в названии признак предмета – его способность раскалывать лед. Внутренняя форма слова ‘подсвечник’ раскрывает признак обозначаемого предмета – служить подставкой для свечи. Слова разных языков, обозначающие один и тот же предмет, имют одинаковое значение, но могут иметь разную внутреннюю форму. В русском слове ‘коньки’, н-р, внутренняя форма отражает сходство обозначаемого предмета с конём как быстрым средством передвижения. А внутренняя форма немецкого слова ‘Schlittschuhe’, имеющего то же значение, раскрывает связь обозначаемого предмета с обувью (‘Schuh’) и санями (‘Schlitten’). Слова, имеющие внутреннюю форму, называют сейчас мотивированными. С течением времени признак, положенный в основу наименования предмета, забывается, и слово теряет свою внутреннюю форму. Слова с утраченной внутренней формой называют немотивированными. Однокорневые слова, образующие наиболее древний пласт словарного состава языка, давно утратили свою внутреннюю форму. Ее восстановлением занимается наука этимология. Большинство мотивированных слов состоят из двух или нескольких корней. Русское числительное ‘сорок’, н-р, является немотивированным, его внутренняя форма неизвестна, а числительное ‘пятьдесят’ относится к мотивированным, так как внутренняя форма этого слова легко устанавливается через соотношение его составляющих (‘пять’ и ‘десять’).
Читать дальше
Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1984 Власов А.К. Методическая система И. Ф. Анненского. // Русский язык. - Душанбе, 1978. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические методы теории в конце ХХ века // Язык и наука конца ХХ века. - М., 1955. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы. - М., 2001. - Т. IV. - С. 155. Камчатнов А. М. А. А. Потебня и А. Ф. Лосев о внутренней форме слова // Русский филологический вестник. – 1998. - № 1. - № 2. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века. - М., 1975. Ольховиков Б.Н. Одно общее замечание о системе В.Гумбольдта // Ученые записи МГПИИЯ. - Т.39. - М., 1968. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. - Харьков, 1905. - С.122. Потебня А.А. – исследователь славянских связей // Тезисы Всесоюзной научной коференции (октябрь 1991). - Ч.І.- Харьков, 1991. Потебня А.А. – исследователь славянских связей // Тезисы Всесоюзной научной коференции (октябрь 1991). - Ч.ІI.- Харьков, 1991. Потебня А. Мысль и язык //Антология мировой литературно-критической мысли ХХ в. /Под ред. М. Зубрицкой. - 2-е изд. - Львов, 2001. Потебня А. Эстетика и поэтика. - М., 1976. - С. 546. Подольская И.И. И. Анненский — критик // Книги отражений. - М.: Наука, 1979. Пресняков О.П. А. А. Потебня и русское литературоведение конца XIX - начала XX века. - Саратов, 1978. Пресняков А. Поэтика познания и творчества. Теория словесности А.А. Потебни. - М., 1980. - С. 179. Принципы и методы семантических исследований. - М.: Наука, 1976.  Радченко О.А. Лингво-филологические идеи В.фон Гумбольдта и постгумбольдтианство // Вопросы языкознания. – 2001. - № 2.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image