Введение
Глава 1. Краткая биография и характеристика интеллектуального наследия Ф. Бекона
Глава 2. Структура и основная проблематика «Нового Органона» Ф. Бекона
Заключение
Список литературы
Читать дальше
Переоценить вклад Ф. Бекона в развитие мировой философской, логической и общенаучной мысли не представляется возможным. Этого мыслителя причисляют к основоположникам английского эмпиризма. Однако с правом гораздо большим называть его следует основоположником экспериментализма. Философия Бекона скорее выродилась впоследствии в эмпиризм. А у самого Бекона наметился тот особый способ познания, который будет назван в наше время гипотетико-дедуктивным методом. Мы не случайно здесь напомнили о гипотезе. Поскольку даже в методе инстанций положительных беконовский исследователь предполагает заранее, что причиной или формой данного явления, например теплоты, является движение. Однако стоит ещё раз напомнить, что указанный Беконом способ познания был только намечен в качестве предвестника гипотетико-дедуктивного метода, а затем в английском эмпиризме утрачен.
У Бекона, с другой стороны, нет ещё той абстрактной чувственности, которая особенно характерна для представителей эмпиризма. В философии Бекона разнообразная и полнокровная чувственность связана с пониманием материи. В своё время это отметил Карл Маркс: «У Бэкона как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку» .
Иначе говоря, у Бекона чувственность в абстрактную чувственность геометра еще не превратилась. Произойдёт это только у Томаса Гоббса, последователя Бекона, и у позитивистов 20-го века, которые стремились человеческие чувства разложить до уровня «атомарного фактора» или «протокольного предложения». В конце концов, это оказалось «недействительной абстракцией».
Сам Бекон говорил о том, что непосредственное чувственное восприятие он не переоценивает, поскольку считает, что только эксперимент может оценить чувства. Эксперимент, по его мнению, способен говорить о вещах, поскольку опыт превосходит чувства, даже если последние вооружены исключительными приборами. Однако Бекон не испытывает полного доверия и к разуму. Разум, который представлен сам себе, по мысли Бекона, большой силы не имеет.
Таким образом, в учении Бекона в ходе экспериментальной деятельности чувственность должна органично сочетаться с разумом. Эта экспериментальная деятельность преображает и то, и другое. Подкрепляет эту свою мысль Бекон с помощью художественного образа. Он сравнивает с муравьём того человека, который, переоценивая значения чувственных данных, довольствуется уже собранным. Того же, кто уповает только на разум, Бекон сравнивает с пауком, который извлекает всё из себя самого. Срединный путь – это путь пчелы, которая извлекает нектар из цветов, однако в мёд его перерабатывает согласно своему разумению и умению.
Читать дальше
1. Бекон Ф. Новый органон. – М.: Книга по требованию, 1999. – 384 с.
2. Декарт Р. Размышления о первой философии. Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1989. – 532 с.
3. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т.46. Ч.I. - М.: Изд-во полит. лит., 1968. – 423 с.
4. Путилов С. Тайны «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона // Наш современник, 1993. № 2. – С.171-176.
5. Субботин А. Л. Френсис Бэкон. – М.: Мысль, 1974. – 175 с.
Читать дальше