Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Культура как фактор формирования и преодоления «отчужденной» личности……………………………...5 1.1. Отчуждение человека в биологическом и социальном измерениях в работах Г. Маркузе….………………………………………………………………………...5 1.2. Замечания к уточнению определению культуры……………………………16 Глава 2. Одномерное общество …………………………………………………...18 2.1. Учение Маркса и его влияние на Маркузе……………………………………………………………………………...18 2.2. Социальное отчуждение...…… ……...............……………………………….20 Заключение……………………..…………………………………………………...32 Библиографический список………………………………………………………..33

Г. Маркузе: культура как фактор формирования и преодоления "отчужденной" личности

курсовая работа
Культура
32 страниц
83% уникальность
2017 год
119 просмотров
Ульянова Т.
Эксперт по предмету «Мировая культура»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Культура как фактор формирования и преодоления «отчужденной» личности……………………………...5 1.1. Отчуждение человека в биологическом и социальном измерениях в работах Г. Маркузе….………………………………………………………………………...5 1.2. Замечания к уточнению определению культуры……………………………16 Глава 2. Одномерное общество …………………………………………………...18 2.1. Учение Маркса и его влияние на Маркузе……………………………………………………………………………...18 2.2. Социальное отчуждение...…… ……...............……………………………….20 Заключение……………………..…………………………………………………...32 Библиографический список………………………………………………………..33
Читать дальше
Г. Маркузе является одним из основателей Франкфуртской школы и учеником Т. Адорно, создателя «негативной диалектики». Идея негативации, отрицания как движущей силы развития человека и общества в различных формах: отчуждения или Великого Отказа – выступает в творчестве Г. Маркузе центральной, основной. Стоя на позициях марксизма, Г. Маркузе считает, что источником развития человека и общества является противоречие между частными интересами и потребностями и общественными. Наличие этого противоречия и существование природы и человека как самостоятельных сущностей, а не вещей делает это общество «двумерным», классическим, в котором действует абсолютное отчуждение, открытое и разработанное К. Марксом. Это абсолютное отчуждение требует своего преодоления, разрешения и, тем самым, выступает источником развития общества и человека в нем.


У нас возможно даже изготовление презентаций на заказ в Ростове . Заходите на сайт и заполняйте форму.


. Абсолютное отчуждение, господствующее в обществе, является формой отрицания этого общества, формой негативации. Бунт против него (отчуждения) служит движущей силой развития общества и человека. Такое развитие осуществлялось в мире до определенного времени, но с первой четверти XX века мир стал активно изменяться. Это радикальное изменение связано с повсеместным и тотальным внедрением науки, техники и технологии в жизнь общества и человека. Появляется индустриальное, технологическое общество, которое имеет другие характеристики и источники развития. Анализу произошедших изменений и посвящает Г. Маркузе свои произведения «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек» и другие. В его анализ входит и сравнение двух социально-политических структур: западной цивилизации и советского общества. В связи с принципиальными изменениями в политическом раскладе мира на сегодняшний момент вопросы такого сравнения представляют лишь исторический интерес и не выступают предметом нашего исследования, поэтому мы будем рассматривать лишь особенности развития западной цивилизации. Объект исследования – культура как фактор формирования и преодоления «отчужденной» личности. Предмет исследования – «отчужденная» личность в культуре, фактор ее формирования и преодоления. Цель курсовой работы – исследовать культуру как фактор формирования и преодоления «отчужденной» личности (Г. Маркузе). Задачи исследования: - рассмотреть отчуждение человека в биологическом и социальном измерениях в работах Г. Маркузе - изучить замечания к уточнению определению культуры - рассмотреть учение Маркса и его влияние на Маркузе - изучить социальное отчуждение Теоретической базой курсовой работы послужили труды различных авторов в области социологии, философии и культурологии. Использовались работ Н. А. Бердяева и других, а также периодические издания.

Читать дальше
Отличие Маркузе как мыслителя и активиста от его ближайших коллег по Франкфуртской школе заключается в том, что он никогда не сдавался, добивался своих целей, отстаивал свою позицию. Через идею Великого отказа Г. Маркузе хочет преодолеть эту одномерность общества и культуры. Детально не анализируя достоинства и недостатки этой идеи, можно сказать, что увлекшись отрицательностью и классическими формами отчуждения Г. Маркузе, на наш взгляд, не уделил должного внимания «новой форме» отчуждения, возникающей в технологическом обществе, против которой и должно выступать художественное отчуждение. Одномерное общество, в котором все сущее выступает инструментом, вещью (в этом и проявляется, на наш взгляд, онтологическая одномерность) рождает одномерного человека, который обладает одномерным мышлением, носящим операциональный характер, сводящий понятия до частных приемов и поведенческих реакций. Операционализм мышления приводит к тотальному функционализму. Г. Маркузе верно замечает, что прогресс вовсе не нейтрален, он преследует определенные специфические цели, которые, с одной стороны, связаны с улучшением условий человеческого существования, с другой стороны – с выбором средств, доступных человеку и его обществу. На наш взгляд, идея прогресса, в том числе и научно-технического, технологического, противоречива сама по себе, а в плане средств его реализации – реакционна, так как делает абсолютное отчуждение всеобщим (универсальным) и тотальным. Для реализации идеи прогресса у человечества есть не так много средств: природа, человек, общество. Современные люди прервали связь времен, иногда сознательно переписывая и пересматривая историю, перетолковывая исторические факты по-иному или игнорируя некоторые из них. Человеческое будущее обеспечивается его прошлым через связь и действия в настоящем. Прервав эту связь и переписывая, пересматривая историю, человек оказывается без прошлого, его нет в нем, тем самым человек попадает в небытие прошлого. Игнорируя настоящее своим устремлением в будущее, своим пер- спективизмом, увлечением новым и будущим, человек теряет, не находит, не обнаруживает или не хочет этого сделать в настоящем, следовательно, его нет в настоящем, тем самым человек становится небытием в настоящем. А будущего еще нет. Оно потенциальное бытие, а реально – небытие. Таким образом, человек, отказав себе в бытии в прошлом и не находясь в настоящем, пребывает в полном небытии: прошлое не принимаю, настоящее не имею, будущее иллюзорно. Так завершается онтологическое отчуждение – погружением современного человека в Небытие. Основной причиной такого положения вещей является технико-технологическое устройство современного общества, где всё есть вещь, инструмент в «руках технологии», в технологическом процессе. То есть, отчуждение в современном обществе не преодолелось, а усилилось, но приобрело другие формы и виды. Новая технологическая социальная реальность должна порождать новые образы, которые будут пробуждать сознание человека, показывая истинность существующей реальности. Это и есть почва художественного отчуждения, которое должно иметь положительное значение в обществе как «обратная сторона» абсолютного отчуждения.
Читать дальше
1. Абсава Н. Д. К вопросу об отчуждении и некоторых его формах: «Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. – СПб.: Изд-во «Петрополис». – 2001. – С.204-222. 2. Азроянц Э.А. Немарковские процессы как новая парадигма: Вопросы философии. – 1999. – №7. – С.94. 3. Антонян Ю. М. Криминогенная роль психологического отчуждения личности. Советское государство и право. – 1988. – №8.– С. 52-59. 4. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007-572 с. 5. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М.: Эдиториал УРСС, 2014. – 704 с. 6. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2009.-316 с. 7. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с. 8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.-860с. 9. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник. – М.: Наука, 2015. – 367 с. 10. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.-269с. 11. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы. р/нД, 2009.-319с. 12. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2007.- 479с. 13. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальностей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с. 14. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с. 15. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2014. – 317 с. 16. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2009. - 602с. 17. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Refl-book, 1994. - 368 с. 18. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К.: ИСА, 1995. - 352 с. 19. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2008.-234с. 20. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2009- 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников) 21. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317с. 22. Тощенко Ж.Т. Социология: Учебник. Серия: Cogito, ergo sum. 3-е изд., переработ. и дополн. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 640 с. 23. Шаленко В.Н. Социология. Учебник для ВУЗов. — М., 2003.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Основные этапы развития СМИ в мире
Количество страниц:
25
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2018
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image