Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития бюджетного контроля в Российской Федерации 5
1.1. Сущность и современные подходы к бюджетному контролю 5
1.2. Организационно-институциональные особенности проведения контроля за расходованием бюджетных средств в РФ 8
1.3. Общая характеристика инструментария контроля за бюджетными расходами 12
Глава 2 Анализ практики бюджетного контроля реализации Государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» 16
2.1 Общая характеристика программы 16
2.2 Основные направления использования средств бюджета в рамках реализации Государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» 19
2.3 Бюджетный контроль реализации программы 23
Глава 3 Направления совершенствования бюджетного контроля реализации программы 27
3.1. Эффективность реализации программы 27
3.2. Предложения по совершенствованию контроля за реализацией программы 29
Заключение 32
Список литературы 34
Читать дальше
В данной работе рассмотрены основные составляющие бюджетного контроля, и из всего вышеизложенного можно сделать основные краткие выводы.
Бюджетный контроль представляет собой обособленный вид государственного финансового контроля, осуществляемый в бюджетной сфере специальными органами государственной власти, деятельность которых направлена на проверку законности, эффективности, целесообразности и достоверности использования государственных средств различными хозяйствующими субъектами.
Организация и проведение бюджетного контроля, как приоритетного направления государственного финансового контроля, возлагается на федеральные надзорные органы в области бюджетного контроля, на территориальные финансовые органы субъектов, а также финансовые органы системы местного самоуправления.
Основные методы бюджетного контроля: документальная и камеральная проверки, экономический анализ, ревизия, обследование.
Бюджетный контроль реализуется на всех стадиях бюджетного процесса, в том числе в рамках процесса реализации государственных программ, тем самым обеспечивая превентивную функцию, содействуя успешной реализации бюджетной политики государства.
В общем понимании государственная программа являются документом стратегического планирования, содержащим комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта.
В частности, анализ бюджетного контроля государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» показал, что наиболее затратной является подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области», финансирование которой в течение всего периода ее реализации предполагает 45% всей суммы, отведенной на государственную программу.
Бюджетный контроль, проведенный в форме аудита Государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» показал, что в целом обеспечено исполнение плана реализации госпрограммы. Не выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств, и осуществления расходов бюджета без достижения требуемого результата не установлено.
При этом Контрольно-счетной палатой Ростовской области отмечено, что этого недостаточно для повышения уровня инвестиционной активности в Ростовской области. Подтверждена проблематика в сфере привлечения инвестиций, отмеченная в стратегических документах Ростовской области.
В рамках работы предложено повысить эффективность процесса бюджетного контроля за счет развития формы государственного аудита как новой самостоятельной формы бюджетного контроля. Перечисленные мероприятия, которые необходимо будет решить в процессе развития государственного финансового аудита, станут эффективным залогом повышения результативности бюджетного контроля и важным фактором укрепления экономической безопасности на пути интеграции России в мировое сообщество системы финансового контроля и аудита.
Читать дальше
1) Андрианова О.Н. Контроль расходования бюджетных средств // Студенческий. 2019. № 22-3 (66). С. 66-69.
2) Афанасьев Р. С., Голованова Н. В. Оценка эффективности бюджетных расходов: федеральный и региональный опыт // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 2 (284). С. 56–64.
3) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 31.07.2020) - Доступ из СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4) Викторова А.А. Организация государственного финансового контроля за соблюдением норм расходования бюджетных средств // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. 2019. № 1. С. 201-206.
5) Годин А.В., Максимов Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 340 с.
6) Громова С.В. Проблемы организации внутреннего контроля // Молодой ученый. 2016. № 18. С. 235-240.
7) Демидов М.В., Жукова И.В. Понятие и сущность бюджетного контроля // В сборнике: 25 лет Конституции Российской Федерации: история и современное государственно-правовое развитие. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 32-36.
8) Демидов М.В. Бюджетный контроль как составная часть государственного (муниципального) финансового контроля // Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 1 (31). С. 113–116.
9) Демидов М.В., Казакова Е.В. Парламентский контроль за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017. 168 с.
10) Интернет-журнал Вестник Евразийской науки [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://esj.today (дата обращения: 06.09.2020).
11) Исторова А.Р., Бабич А.А. Государственный финансовый контроль эффективности расходования бюджетных средств // Молодежь и бизнес: опыт, проблемы, горизонты взаимодействия. Сборник докладов конференции по итогам работы Международной молодежной научной школы. под ред. Л. И. Ушвицкого. 2019. С. 151-153.
12) Крохина Ю.А. Бюджетное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. 399 с.
13) Леверьева Е. В. Финансовый контроль. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля // Молодой ученый. 2015. №12. С. 441-446.
14) Лескин В. Н., Профирьев Б. Н. Оценка результативности государственных программ социально-экономического развития регионов России // Проблемы прогнозирования. 2016. № 4. С. 81–94.
15) Минеев О.А. Проблемы реализации принципа безусловного исполнения расходных обязательств по бюджетному законодательству РФ и в практике российских судов // Администратор суда. 2015. № 2. С. 14–17.
16) Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: Учебник – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 336 с.
17) Областной закон Ростовской области от 14.09.2011 N 667-ЗС О Контрольно-счетной палате Ростовской области (принят ЗС РО 02.09.2011) – Доступ из СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18) Петраков М.А., Шестерик Е.А. Государственные программы: формирование и реализация // Молодой ученый. 2016. №30. С. 250-254.
19) Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 510 (ред. от 10.09.2019) «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на достижение результатов национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» - Доступ из СПС «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20) Постановление Правительства РО от 26.12.2018 N 864 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года» - Доступ из СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
21) Постановление Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 637 (с изм. от 25.05.2020) «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» - Официальный портал Правительства Ростовской области – Режим доступа: https://www.donland.ru/documents/9705/#pril1.
22) Постановление Правительства Ростовской области от 28.12.2011 № 302 (с изм. от 20.07.2020) «Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения» - Доступ из Правовой системы «Кодекс» - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/800004318.
23) Ревенко И.А. Государственный контроль над расходованием бюджетных средств // Использование инновационных технологий в разработке и реализации экономических реформ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 140-143.
24) Салынцев Ю.А. Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 700-710.
25) Самаруха В.И. Государственный федеральный контроль в Российской Федерации: учебное пособие / В.И. Самаруха, И.В. Деревцова.- Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. 106 с.
26) Становихина А. М. Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы // Молодой ученый. 2017. №37. С. 66-67.
27) Счетная палата РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 05.09.2020).
28) Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) - Доступ из СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
29) Фомина Е. А., Ковальская Ю. В. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости регионального бюджета // Экономика и управление. 2015. № 5. С. 102–105.
30) Ханафеев Ф.Ф., Подоплелова А.Ю. Бюджетный мониторинг расходования средств федерального бюджета как этап финансового контроля // Инновационное развитие экономики. 2020. № 2 (56). С. 190-192.
Читать дальше