Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в реализации которых участвует Российская Федерация (далее-целевая программа), представляют собой совокупность научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, связанных задачами, ресурсами и сроками, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства и активно влияют на его социально-экономическое развитие. Они должны быть ориентированы на реализацию масштабных инвестиционных и научно-технических проектов, наиболее значимых для государства, направленных на решение системных проблем, входящих в компетенцию федеральных органов исполнительной власти.
Целевое планирование-это один из видов планирования, в основе которого лежит направленность деятельности на достижение поставленных целей. На самом деле любой метод планирования направлен на достижение каких-то конкретных целей. Но в данном случае сам процесс планирования основан на определении и постановке целей, а затем выборе путей их достижения.
Выбор задач для их разработки программного обеспечения определяется следующими факторами:
- значимость проблемы;
- невозможность комплексного решения проблемы в приемлемые сроки с использованием существующего механизма правового регулирования и необходимость муниципальной поддержки ее решения;
- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения передовых достижений науки и техники и на этой основе повышения эффективности общественного производства.
Региональная целевая программа (далее - программа) — это комплекс мероприятий, связанных со сроками, ресурсами и исполнителями, обеспечивающих эффективное решение особо значимых задач социально - экономического развития Новосибирской области.
Программа решает задачи, которые не могут быть реализованы в период бюджетного планирования.
К областной целевой программе предъявляются следующие требования:
- строгая целевая ориентация
- нацеливание,
- разумный объем работ и финансовых затрат, рассчитанных на эффективность программы.
Цель программы основана на приоритетных направлениях социально-экономического развития Новосибирской области.
Чтобы быть признанной региональной целевой программой, необходимо соответствие одному из следующих критериев:
- межотраслевой характер решаемой проблемы;
- межмуниципальный характер;
- консолидация различных источников финансирования;
- он должен предусматривать расходы преимущественно капитального характера.
В Новосибирской области одновременно действует несколько целевых программ. Основные из них - поддержка малого и среднего бизнеса, помощь молодым семьям, программа доступного жилья для молодых семей.
Поддержка малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области осуществляется в соответствии с Постановлением Областного Совета депутатов четвертого созыва «Об областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области в России 2009-2013»» [3].
Системные программные мероприятия представлены мероприятиями, направленными на информационную, методическую, организационную и финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, а также мероприятиями по развитию и функционированию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая поддержка организаций по формированию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области ) и мероприятиями по поддержке муниципальных программ.
Молодая семья считается семьей в первые три года после вступления в брак, а в случае ребенка продолжительность брака не ограничивается. Кроме того, один из супругов должен быть моложе 30 лет. Также молодой семьей может быть неполная семья с ребенком или дети, в которых отец или мать не достигли 30-летнего возраста. Молодые семьи — это в основном студенты и молодые люди, которые еще не знакомы с семейной жизнью. Такие семьи нуждаются в помощи, как психологической, так и материальной, но, к сожалению, не все могут найти информацию о том, где и как получить такую помощь. Следующая информация может быть полезной, чтобы дать молодым семьям представление о том, какие льготы они могут получить и какую помощь они могут получить.
Ипотечная программа «Молодая семья» или «Обеспечение жильем молодых семей» начала свою работу в 2002 году как одна из частей программы «Доступное жилье» в рамках приоритетных национальных проектов. Решение о необходимости создания и развития программы льготного ипотечного кредитования молодых семей на покупку или строительство жилой недвижимости было разработано и принято при непосредственном участии политической партии «Единая Россия» при президенте России Владимире Путине. Дмитрий Медведев отвечает за реализацию и контроль выполнения программы.
Целью ипотечного кредитования по программе «Молодая семья» является обеспечение молодых семейных пар собственными квартирами с минимальными затратами по ипотеке и на наиболее выгодных условиях.
Молодая семья — это семья, в которой хотя бы один из супругов не достиг 30-летнего возраста. Если семья неполная (т. е. Нет отца или матери), родителю ребенка также не должно быть 30 лет. Минимальный возраст для подачи заявления на ипотеку по программе «Молодая семья» - 18 лет. Следует признать, что семья нуждается в улучшении жилищных условий.
Несмотря на то, что принципиальных препятствий для использования целевого метода программирования нет, в практике его применения имеются недостатки.
Система анализа социально-экономических проблем региона нуждается в совершенствовании. В результате не представляется возможным структурировать решения задач с необходимой ясностью и четко сформулировать цели и задачи программы. В условиях отсутствия официального документа, регламентирующего социально-экономическую диагностику региона, опыт разработчика в разработке программ социально-экономического развития регионов приобретает особое значение. Как показывает практика, основные проблемы в регионах носят весьма рецидивирующий характер.
Для эффективной реализации программы необходимо дополнить или изменить региональное законодательство. Сегодня в большинстве случаев региональное законодательство, особенно в части правового регулирования привлечения инвестиций, не отвечает целям эффективной реализации программы.
Использование программно-целевого метода предполагает адекватное совершенствование системы управленческого учета в регионе. При этом данная система должна учитывать как периодическое структурирование, так и актуализацию региональных проблем, изменение целей развития и путей их достижения. Деятельность программы должна быть соответствующим образом скорректирована. В ряде случаев предпринимаются попытки реализации программ без изменения системы управленческого учета, структуры и функций оперативного управления. Такие попытки резко снижают эффективность программно-целевого метода.
Система непрерывного планирования требует обязательного внедрения системы оперативного реагирования в управлении региональным развитием. По сути, речь идет о более эффективной конструкции реактивной системы управления. Следует признать, что, охватывая лишь 5-30% экономики региона, программа социально-экономического развития региона создает условия для использования активных систем управления примерно в такой же пропорции в отдельных регионах.
Оценка бюджетной целевой программы имеет большое значение.
Методика оценки бюджетных целевых программ и корректировок предусмотренных бюджетных средств по уровню достижения результатов предназначена для оценки соответствия существующих бюджетных целевых программ, в том числе региональных целевых программ и утвержденных ведомственных целевых программ, требованиям действующего нормативного законодательства Новосибирской области, а также системные принципы формирования и реализации программ; оценка хода их выполнения и деятельности государственных заказчиков бюджетно-целевой программы по обеспечению достижения целей БЦП, показатели результативности и действенности БЦП, представленные в БЦП.
Результаты оценки существующих БЦП используются для их ранжирования методом интегральной оценки с целью повышения объективности решений по составу БЦП, предлагаемых к финансированию из регионального бюджета на следующий финансовый год, и распределению средств регионального бюджета на БЦП с учетом хода их выполнения.