ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Теоретические аспекты развития познавательного интереса школьников 5
1.2 Применение игровых технологий для развития познавательного интереса школьников 8
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках 12
2.1 Разработка программы по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира 12
2.2 Анализ эффективности разработанной программы 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 27
Читать дальше
Данная работа посвящена теме развития познавательного интереса школьников посредством игровых технологий. Подведем итоги работы, сформулировав выводы:
1. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
2. В качестве средства, направленного на развитие познавательного интереса школьников, были выбраны игровые технологии. Применение данных технологий в качестве дополнительного способа привлечения внимания повышает интерес к получению нового знания.
3. Была проведена опытно-экспериментальная работа по теме:
• проведена диагностика первоначального уровня познавательного интересе у школьников двух параллельных классов – «3 А» - класс – контрольная группа, «3 Б» - класс – экспериментальная группа.
• разработан ряд уроков по окружающему миру с применением игровых технологий, с последующим его применением на экспериментальной группе.
• проведена повторная диагностика контрольной и экспериментальной группы на предмет изменения уровня познавательного интереса.
Анализируя полученные результаты опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что в двух параллельных классах, практически одинаковых по возрасту и количеству человек, первоначальный уровень познавательного интереса был невысок. В контрольной группе – 33% учащихся, в экспериментальной – 45%.
При повторной диагностике, после проведения ряда уроков на экспериментальной группе, было выявлено следующее: у контрольной группы уровень познавательного интереса остался без изменений; у экспериментальной группы низкий уровень познавательной активности выявлен только у 9%.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза о том, что развитие познавательного интереса у школьников будет эффективным, если применять на уроке игровые технологии для обучения, подтвердилась, поскольку уровень познавательного интереса учащихся на уроках окружающего мира в экспериментальной группе вырос.
Разработанная программа позволяет активно развивать познавательный интерес уже в начальной школе. Поскольку большинство уроков проходит в игровой форме, то каждый учащийся оказывается вовлечённым в игровой процесс, который не просто учитывает возрастные особенности ребёнка, но и формирует у него познавательный интерес, необходимый современному школьнику. При этом будут достигаться сразу несколько целей: цель урока, цель создания состояния успеха и улучшение коммуникации и взаимодействия учащихся в ходе учебного процесса.
О явном проявлении познавательного интереса в учебном процессе говорит повышение интеллектуальной активности младших школьников на уроках окружающего мира. Именно познавательный интерес, являясь устойчивым интегральным образованием личности ребенка, способствует формированию личности в целом. При этом активизируется развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала, нравственных отношений. Оптимальной формой развития познавательных интересов младших школьников является творческая познавательная деятельность, происходящая в игровой форме. Такая форма организации учебно-воспитательного процесса повышает уровень познавательных интересов школьников
Опираясь на возрастные особенности и познавательные интерес школьников 3-их классов, были выделены требования к проведению игр на уроках окружающего мира и составлению учителем уроков, направленных на формирование познавательных интересов учащихся.
Новые положения, полученные в результате опытно-экспериментальной работы, заключаются в наглядном представлении действия такого средства развития познавательного интереса, как игровые технологии.
Новизна разработанного комплекса уроков заключается в том, что данный комплекс используется при развитии познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.
Практическая значимость в данной работе заключается в создании комплекса игр, применяемых на разных этапах урока окружающего мира в 3 классе. Данный комплекс может найти свое применение в работе учителя начальных классов.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно отметить, что цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Алябушева, Г.В. Познавательный интерес как фактор обучения и воспитания / Г.В. Алябушева // Меньковские чтения. - 2018. - №1. – С.212-218.
2. Андреева, А.Д., Проблема игровой мотивации современных детей / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. - 2012. - № 5. - С. 101- 114.
3. Бордовская, Н.В.. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С. Розум. – Спб.: Питер, 2011. – 624 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н.В. Бордовская. – М.: Кнорус, 2016. – 432 с.
5. Васильева, Н.Ю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир / Н.Ю. Васильева – М.: Вако, 2015 . – 384 с.
6. Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа - 2011. – №1. - С. 156
7. Гуссоева, А.И. Особенности развития познавательного интереса младших школьников / А.И. Гуссоева, И.Л. Качмазова, Н.В. Тимошкина. // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. – С. 14-16.
8. Далингер, В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике / В.А. Далингер // Вестник Вятского Гос. гум. университета. - 2011. - № 3 (1). – С. 131 -137.
9. Казачкова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Спб.: КАРО, 2014. – 176с.
10. Плешаков, А.А. Окружающий мир / А.А. Плешаков – М: Просвещение, 2013. – 175 с.
11. Плешаков, А.А. Зелёные страницы / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2015. – 224 с.
12. Плешаков, А.А. Рабочая тетрадь по Окружающему миру 3-е издание / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015. – 86 с.
13. Рассказова, Ж. В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации / Ж. В. Рассказова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 108—112.
14. Степанова, О.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами игры / О.В. Степанова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №21. - С. 42-47.
15. Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. - 2017. - С. 9-14.
16. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – 2-е изд. перераб., доп. – М.: Флинта, 2016. – 320 с.
17. Хубиева, Ф.Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / Ф.Р. Хубиева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – 3(58). – С. 194-196.
18. Чуланова, Н.А., Черняева, Т.Н. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» / Н.А. Чуланова, Т.Н. Черняева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 179-186.
19. Эльконин Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
20. Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.
Читать дальше